Методологические основы формирования функциональной грамотности англоязычной письменной речи у школьников (основное общее образование)
Аннотация
Функциональная грамотность представляет собой новое направление развития современного иноязычного образования. Сегодня появляется все больше исследований функциональной грамотности по разным направлениям, однако англоязычная письменная речь ранее не была рассмотрена с точки зрения функциональной грамотности. Цель настоящего исследования – на основе определения аспектов функциональной грамотности письменной англоязычной речи обучающихся основной школы обосновать использование определенных подходов и принципов формирования функциональной грамотности письменной речи в рамках уроков английского языка. В статье рассматриваются подходы к обучению англоязычной речи и их принципы, необходимые в дальнейшем для развития функциональной грамотности письменной речи обучающихся. Научная новизна заключается в том, что в исследовании впервые в лингводидактических целях установлены принципы, способствующие формированию функциональной грамотности письменной речи на уроках английского языка. В результате исследования определены условия формирования функциональной грамотности англоязычной письменной речи, выраженные в принципах обучения, и выявлены особенности формирования функциональной грамотности.
Источники
- Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61).
- Безукладников К. Э., Габидинова В. Р. Функциональная грамотность как базис цифровизации раннего обучения иностранному языку // Евразийский гуманитарный журнал. 2024. № 1.
- Безукладников К. Э., Мелехина Е. С. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в рамках учебно-исследовательской деятельности // Язык и культура. 2023. № 61.
- Веряев А. А., Нечунаева М. Н., Татарникова Г. В. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2 (78).
- Готлиб Д. Л., Безукладников К. Э. Формирование функциональной грамотности в основной школе как способ повышения мотивации учения на уроках иностранного языка // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2021. № 1.
- Ермоленко В. А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Пространство и Время. 2015. № 1.
- Милованова Л. А. Принципы и средства оптимизации процесса обучения иностранному языку // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 10 (143).
- Тарева Е. Г. Лингводидактика в эпоху глобальных научных трансформаций // Три «л» в парадигме современного гуманитарного знания: лингвистика, литературоведение, лингводидактика: межкаф. сборник научных статей / Московский городской педагогический университет; науч. ред. К. М. Баранова, О. Г. Чупрына; сост. и отв. ред. О. Я. Федоренко. М.: Диона, 2018.
- Цыбанева В. А., Серединцева А. С., Бокова Т. Н., Милованова Л. А. Подходы в обучении иностранному языку: учеб. пособие. Волгоград: Сфера, 2023.
- Языкова Н. В. Актуальные проблемы реализации межкультурного подхода в иноязычном образовании и пути их решения // Язык – культура, мышление – познание. Интегративные исследования: мат. междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 60-летию со дня рождения д. филол. н., проф. П. П. Дашинимаевой / науч. ред. Г. С. Доржиева; отв. ред. Л. М. Орбодоева. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2018.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 3 октября 2024.
- Опубликована: 26 ноября 2024.
Ключевые слова
- функциональная грамотность письменной речи
- иноязычное образование
- подходы обучения
- принципы обучения
- обучающиеся основной школы
- functional literacy of written speech
- foreign language education
- teaching approaches
- teaching principles
- primary school students
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»