• Научная статья
  • 9 декабря 2024
  • Открытый доступ

Влияние технологий контекстного типа на индивидуальный внутренний лексико-семантический контекст субъекта образовательной деятельности: эмпирическое исследование

Аннотация

Цель исследования – показать влияние педагогических технологий контекстного типа на формирование индивидуального внутреннего лексико-семантического контекста субъекта образовательной деятельности. В статье описаны результаты исследования, состоящего из теоретического и эмпирического этапов, содержание которых обусловлено целью данного исследования. Исследование проводилось в течение 2021-2024 гг. (N = 87) с участием студентов 1-2-х курсов одного из вузов Екатеринбурга. Научная новизна результатов состоит в том, что впервые исследуется влияние педагогических технологий контекстного типа на индивидуальный внутренний лексико-семантический контекст субъекта образовательной деятельности, отражающий изменение внутриличностного контекста студентов на разных курсах обучения и определяющий личностное и профессиональное развитие в условиях образовательного процесса. В результате исследования выявлено, что в условиях образовательной среды, организованной с применением технологий контекстного типа, происходит изменение индивидуального внутреннего лексико-семантического контекста субъекта образовательной деятельности. Динамика изменения индивидуального внутреннего лексико-семантического контекста отражает трансформации внутриличностного контекста. Планомерное проектирование педагогических технологий контекстного типа способствует преобразованию учебной деятельности в профессиональную, развитию механизмов внутренней активности, социально-психологических механизмов.

Источники

  1. Астафьев А. Ю. Обновление образовательной парадигмы в условиях перехода вузов на электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». 2021. № 1.
  2. Брушлинский А. В. Психология субъекта. М. – СПб.: Институт психологии РАН; Алетейя, 2003.
  3. Вербицкий А. А. Контекстное образование в России и США: монография. М. – СПб.: Нестор-История, 2019.
  4. Вербицкий А. А., Калашников В. Г. Понятие «контекст» в категориальном строе психологической науки // Педагогика и психология образования. 2015. № 4.
  5. Воробьев В. П. Ко-терапевтическая компьютерная система «КЕЛЛИ-98»: методическое руководство. Изд-е 4-е. СПб.: ИМАТОН, 2019.
  6. Доминикан А. И. Виды контекстов при разных научных подходах // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». 2017. № 4.
  7. Дьяков С. И. Семантическая репрезентация деструктивного опыта в системе психической самоорганизации личности // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 4.
  8. Калашников В. Г., Данилочкина В. В. Современная практика использования категории «контекст» в работе психологов, коучей и бизнес-тренеров // Проблемы современного образования. 2022. № 2.
  9. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: ТГУ, 2005.
  10. Паршуткина Т. А. Контекст как системообразующая категория в философии языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 4-2 (46).
  11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: АСТ, 2020.
  12. Сазонова Т. Ю. Внутренний когнитивный контекст идентификации слова // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2007. № 2 (2).
  13. Bleichmar H. Fundamentos y aplicaciones del enfoque modular-transformacional // Aperturas psicoanalíticas: revista internacional de psicoanálisis. 1999. № 1.
  14. Burns R. B. Self-Concept Development and Education. L.: Holt, Rinehart and Winston, 1982.
  15. Engel G. L. The Need for a New Medical Model: A Challenge for Biomedicine // Psychodynamic Psychiatry. 2012. Vol. 4. Iss. 3.
  16. Kelly G. The Psychology of Personal Constructs. L. – N. Y.: Routledge, 1992.
  17. Neisser U. Cognition and Reality: Principles and Implications of Cognitive Psychology. San Francisco: W. H. Freeman, 1976.
  18. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapist’s View of Psychotherapy. Boston – N. Y.: Publishing Houghton Mifflin Company, 1995.
  19. Zarocostas J. How to Fight an Infodemic // Lancet. 2020. Vol. 395. Iss. 10225.

Информация об авторах

Вершинина Татьяна Станиславовна

к. филол. н., доц.

Уральский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Екатеринбург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 ноября 2024.
  • Опубликована: 9 декабря 2024.

Ключевые слова

  • субъект образовательной деятельности
  • внутриличностный контекст
  • индивидуальный внутренний лексико-семантический контекст
  • педагогические технологии контекстного типа
  • механизмы внутренней активности субъекта деятельности
  • subject of educational activity
  • intrapersonal context
  • individual internal lexical and semantic context
  • contextual pedagogical technologies
  • mechanisms of inner activity of the subject of activity

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)