Влияние технологий контекстного типа на индивидуальный внутренний лексико-семантический контекст субъекта образовательной деятельности: эмпирическое исследование
Аннотация
Цель исследования – показать влияние педагогических технологий контекстного типа на формирование индивидуального внутреннего лексико-семантического контекста субъекта образовательной деятельности. В статье описаны результаты исследования, состоящего из теоретического и эмпирического этапов, содержание которых обусловлено целью данного исследования. Исследование проводилось в течение 2021-2024 гг. (N = 87) с участием студентов 1-2-х курсов одного из вузов Екатеринбурга. Научная новизна результатов состоит в том, что впервые исследуется влияние педагогических технологий контекстного типа на индивидуальный внутренний лексико-семантический контекст субъекта образовательной деятельности, отражающий изменение внутриличностного контекста студентов на разных курсах обучения и определяющий личностное и профессиональное развитие в условиях образовательного процесса. В результате исследования выявлено, что в условиях образовательной среды, организованной с применением технологий контекстного типа, происходит изменение индивидуального внутреннего лексико-семантического контекста субъекта образовательной деятельности. Динамика изменения индивидуального внутреннего лексико-семантического контекста отражает трансформации внутриличностного контекста. Планомерное проектирование педагогических технологий контекстного типа способствует преобразованию учебной деятельности в профессиональную, развитию механизмов внутренней активности, социально-психологических механизмов.
Источники
- Астафьев А. Ю. Обновление образовательной парадигмы в условиях перехода вузов на электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». 2021. № 1.
- Брушлинский А. В. Психология субъекта. М. – СПб.: Институт психологии РАН; Алетейя, 2003.
- Вербицкий А. А. Контекстное образование в России и США: монография. М. – СПб.: Нестор-История, 2019.
- Вербицкий А. А., Калашников В. Г. Понятие «контекст» в категориальном строе психологической науки // Педагогика и психология образования. 2015. № 4.
- Воробьев В. П. Ко-терапевтическая компьютерная система «КЕЛЛИ-98»: методическое руководство. Изд-е 4-е. СПб.: ИМАТОН, 2019.
- Доминикан А. И. Виды контекстов при разных научных подходах // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». 2017. № 4.
- Дьяков С. И. Семантическая репрезентация деструктивного опыта в системе психической самоорганизации личности // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 4.
- Калашников В. Г., Данилочкина В. В. Современная практика использования категории «контекст» в работе психологов, коучей и бизнес-тренеров // Проблемы современного образования. 2022. № 2.
- Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: ТГУ, 2005.
- Паршуткина Т. А. Контекст как системообразующая категория в философии языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 4-2 (46).
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: АСТ, 2020.
- Сазонова Т. Ю. Внутренний когнитивный контекст идентификации слова // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2007. № 2 (2).
- Bleichmar H. Fundamentos y aplicaciones del enfoque modular-transformacional // Aperturas psicoanalíticas: revista internacional de psicoanálisis. 1999. № 1.
- Burns R. B. Self-Concept Development and Education. L.: Holt, Rinehart and Winston, 1982.
- Engel G. L. The Need for a New Medical Model: A Challenge for Biomedicine // Psychodynamic Psychiatry. 2012. Vol. 4. Iss. 3.
- Kelly G. The Psychology of Personal Constructs. L. – N. Y.: Routledge, 1992.
- Neisser U. Cognition and Reality: Principles and Implications of Cognitive Psychology. San Francisco: W. H. Freeman, 1976.
- Rogers C. On Becoming a Person: A Therapist’s View of Psychotherapy. Boston – N. Y.: Publishing Houghton Mifflin Company, 1995.
- Zarocostas J. How to Fight an Infodemic // Lancet. 2020. Vol. 395. Iss. 10225.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 4 ноября 2024.
- Опубликована: 9 декабря 2024.
Ключевые слова
- субъект образовательной деятельности
- внутриличностный контекст
- индивидуальный внутренний лексико-семантический контекст
- педагогические технологии контекстного типа
- механизмы внутренней активности субъекта деятельности
- subject of educational activity
- intrapersonal context
- individual internal lexical and semantic context
- contextual pedagogical technologies
- mechanisms of inner activity of the subject of activity
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»