• Научная статья
  • 16 декабря 2024
  • Открытый доступ

Формирование компонента педагогической техники «умение управлять собой» у обучающихся классов психолого-педагогической направленности

Аннотация

Цель исследования – обоснование эффективности организации системной работы с обучающимися класса психолого-педагогической направленности по формированию компонента педагогической техники «умение управлять собой». Для достижения данной цели необходимо провести комплекс занятий в профильном классе. В статье рассматривается актуальная проблема формирования педагогической техники у будущих педагогов. Дан анализ научной психолого-педагогической литературы по теме исследования. Научная новизна заключается в описании опыта работы с обучающимися в данном направлении и выводе о том, что на этапе подготовки будущих учителей в профильных классах надо обучать их методам, приемам, методикам саморегуляции, что позволит им достигнуть успеха в жизни и в будущей профессиональной деятельности, т. к. умение педагога управлять своим внутренним состоянием, регулировать его – одно из необходимых условий эффективной работы педагога. Проведено исследование по оценке сформированности компонента педагогической техники у обучающихся: умение управлять собой. В результате исследования установлено, что комплекс занятий в контексте реализации программы по формированию такого компонента педагогической техники, как умение управлять собой, в условиях класса психолого-педагогической направленности позволил повысить уровень стрессоустойчивости будущих педагогов.

Источники

  1. Абульханова-Славская К. А. Проблемы активности личности // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности / отв. ред. Е. В. Шорохова, В. П. Левкович. М., 1988.
  2. Алиев Х. М. Ключ. 2023. https://royallib.com/book/aliev_hasay/klyuch.html
  3. Байбородова Л. В., Артемьева Л. Н., Кривунь М. П. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза: коллективная монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014.
  4. Белоус О. В. Формирование осознанной саморегуляции педагогической деятельности как фактор становления профессионала // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 7 (85).
  5. Бурдастых Е. Н. Формирование адаптационного потенциала будущих педагогов на этапе профессиональной подготовки // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 1 (57).
  6. Величковский Б. Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: автореф. дисс. … к. психол. н. М., 2007.
  7. Гаврилова О. М. Формирование готовности старшеклассников к выбору педагогической профессии в информационно-деятельностном образовательном пространстве «педагогический университет – школа»: автореф. дисс. … к. пед. н. Красноярск, 2019.
  8. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2004.
  9. Осадчук О. Л. Технология создания в образовательном процессе вуза ситуаций освоения будущим педагогом регуляторного опыта // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 3 (192).
  10. Пискарев П. Нейрографика. Алгоритм снятия ограничений. М.: ЭКСМО, 2023.
  11. Пшеничная Л. Ф. Педагогика в сестринском деле. М.: Феникс, 2002.
  12. Черных О. П. Современные методы профориентации и самоопределения обучающихся: учебно-метод. пособие / автор-сост. О. П. Черных; под ред. О. П. Черных. Магнитогорск: Изд-во ГБУДО «Дом учащейся молодежи “Магнит”»; Изд-во Студии рекламы “KOLOSOK”, 2021.
  13. Яковлева Е. В. Профессиональная саморегуляция педагогов: структура, этапы формирования и адаптационные возможности // Высшее образование сегодня. 2020. № 4.
  14. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник. Изд-е 3-е. М.: Академия, 2010.

Финансирование

Исследование выполнено по проекту «Разработка методики формирования педагогической техники у будущих учителей при диалоге с интеллектуальными системами в пространстве вузовского технопарка», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания (дополнительное соглашение Министерства просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ВО «Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В. Г. Короленко» № 073-03-2024-058/7 от 02.11.2024 к соглашению № 073-03-2024-058 от 19.01.2024, регистрационный № НИОКТР 1023033000355-3-5.3.1).

Информация об авторах

Александрова Ирина Николаевна

к. пед. н., доц.

Глазовский государственный инженерно-педагогический университет

Мирошниченко Алексей Анатольевич

д. пед. н., проф.

Глазовский государственный инженерно-педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 ноября 2024.
  • Опубликована: 16 декабря 2024.

Ключевые слова

  • педагогическая техника
  • класс психолого-педагогической направленности
  • саморегуляция будущих педагогов
  • стрессоустойчивость будущих педагогов
  • pedagogical skill
  • psychology-pedagogical class
  • self-regulation of future teachers
  • stress resistance of future teachers

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)