Формирование компонента педагогической техники «умение управлять собой» у обучающихся классов психолого-педагогической направленности
Аннотация
Цель исследования – обоснование эффективности организации системной работы с обучающимися класса психолого-педагогической направленности по формированию компонента педагогической техники «умение управлять собой». Для достижения данной цели необходимо провести комплекс занятий в профильном классе. В статье рассматривается актуальная проблема формирования педагогической техники у будущих педагогов. Дан анализ научной психолого-педагогической литературы по теме исследования. Научная новизна заключается в описании опыта работы с обучающимися в данном направлении и выводе о том, что на этапе подготовки будущих учителей в профильных классах надо обучать их методам, приемам, методикам саморегуляции, что позволит им достигнуть успеха в жизни и в будущей профессиональной деятельности, т. к. умение педагога управлять своим внутренним состоянием, регулировать его – одно из необходимых условий эффективной работы педагога. Проведено исследование по оценке сформированности компонента педагогической техники у обучающихся: умение управлять собой. В результате исследования установлено, что комплекс занятий в контексте реализации программы по формированию такого компонента педагогической техники, как умение управлять собой, в условиях класса психолого-педагогической направленности позволил повысить уровень стрессоустойчивости будущих педагогов.
Источники
- Абульханова-Славская К. А. Проблемы активности личности // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности / отв. ред. Е. В. Шорохова, В. П. Левкович. М., 1988.
- Алиев Х. М. Ключ. 2023. https://royallib.com/book/aliev_hasay/klyuch.html
- Байбородова Л. В., Артемьева Л. Н., Кривунь М. П. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза: коллективная монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014.
- Белоус О. В. Формирование осознанной саморегуляции педагогической деятельности как фактор становления профессионала // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 7 (85).
- Бурдастых Е. Н. Формирование адаптационного потенциала будущих педагогов на этапе профессиональной подготовки // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 1 (57).
- Величковский Б. Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: автореф. дисс. … к. психол. н. М., 2007.
- Гаврилова О. М. Формирование готовности старшеклассников к выбору педагогической профессии в информационно-деятельностном образовательном пространстве «педагогический университет – школа»: автореф. дисс. … к. пед. н. Красноярск, 2019.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2004.
- Осадчук О. Л. Технология создания в образовательном процессе вуза ситуаций освоения будущим педагогом регуляторного опыта // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 3 (192).
- Пискарев П. Нейрографика. Алгоритм снятия ограничений. М.: ЭКСМО, 2023.
- Пшеничная Л. Ф. Педагогика в сестринском деле. М.: Феникс, 2002.
- Черных О. П. Современные методы профориентации и самоопределения обучающихся: учебно-метод. пособие / автор-сост. О. П. Черных; под ред. О. П. Черных. Магнитогорск: Изд-во ГБУДО «Дом учащейся молодежи “Магнит”»; Изд-во Студии рекламы “KOLOSOK”, 2021.
- Яковлева Е. В. Профессиональная саморегуляция педагогов: структура, этапы формирования и адаптационные возможности // Высшее образование сегодня. 2020. № 4.
- Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник. Изд-е 3-е. М.: Академия, 2010.
Финансирование
Исследование выполнено по проекту «Разработка методики формирования педагогической техники у будущих учителей при диалоге с интеллектуальными системами в пространстве вузовского технопарка», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания (дополнительное соглашение Министерства просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ВО «Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В. Г. Короленко» № 073-03-2024-058/7 от 02.11.2024 к соглашению № 073-03-2024-058 от 19.01.2024, регистрационный № НИОКТР 1023033000355-3-5.3.1).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 3 ноября 2024.
- Опубликована: 16 декабря 2024.
Ключевые слова
- педагогическая техника
- класс психолого-педагогической направленности
- саморегуляция будущих педагогов
- стрессоустойчивость будущих педагогов
- pedagogical skill
- psychology-pedagogical class
- self-regulation of future teachers
- stress resistance of future teachers
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»