• Научная статья
  • 23 декабря 2024
  • Открытый доступ

Структура системы модульного обучения педагогических работников дополнительного образования по перспективным направлениям использования беспилотных систем

Аннотация

Цель исследования – обосновать и разработать структуру программы профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования по перспективным направлениям использования беспилотных авиационных систем (БАС) на основе модульного обучения. В статье рассмотрена проблема применения модульного обучения к переподготовке педагогов в сфере БАС. Представлена структура программы модульного обучения педагогических работников дополнительного образования по перспективным направлениям использования беспилотных систем в России, которая состоит из трех больших модулей: «Базовый», «Отраслевой» и «Развивающий», взаимосвязанных между собой, но решающих при этом свою специфическую дидактическую задачу. Удобство и универсальность модулей обучения означает, что обучающиеся могут проходить их в своем темпе, что обеспечивает комплексный и полезный опыт для обучающихся. Научная новизна обусловлена тем, что разработана и теоретически обоснована вариативная структура модульной программы профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования по перспективным направлениям использования БАС, которая позволяет реализовать обучение педагогов в зависимости от начального уровня их подготовки и различной отраслевой направленности. В результате исследования описана структурная система программы модульного обучения педагогов по перспективным направлениям использования беспилотных систем.

Источники

  1. Акбарова Г. Роль модульной системы обучения в организации учебного процесса на основе метода проектирования // Общество и инновации. 2023. Т. 4. № 8/S. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol4-iss8/S-pp117-123
  2. Анисенко Н. П. Технология модульного обучения. 2017. https://multiurok.ru/blog/tiekhnologhiia-modul-nogho-obuchieniia-2.html
  3. Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалистов: научно-методический сборник. М., 2002.
  4. Борисова Н. В., Кузов В. Б. Методология модульного обучения и формирования модульных программ (отчет об исследовательской работе). М.: Изд-во Моск. ин-та стали и сплавов, 2005.
  5. Гришина И. В. Методологические основания формирования профессиональной компетентности руководителей школ в системе дополнительного профессионального образования // Интеграция образования. 2013. № 3 (72).
  6. Гуськова Т. В. Организация учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии: на примере технического вуза: дисс. … к. пед. н. Пенза, 2008.
  7. Ермоленко В. А. Теоретические основы проектирования содержания непрерывного профессионального образования: дисс. … д. пед. н. Казань, 1999.
  8. Закорюкин В. Б., Панченко В. И., Твердин Л. М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам // Проблемы вузовского учебника: вторая всесоюзная научно-методическая конференция (22-23 ноября 1983 г.): тезисы докладов / Вильн. гос. ун-т им. В. Капсукаса. Вильнюс: ВГУ, 1983.
  9. Захарова Л. В., Московченко О. Н., Солимене У., Третьякова Н. В., Банникова Н. В., Люлина Н. В., Катцин О. А. Организация процесса физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе модульного подхода // Образование и наука. 2020. № 22 (7). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-148-175
  10. Исаков М. М., Хакимов Ф. А., Маматов Р. Р. Модульное обучение современным образовательным технологиям на занятиях в вузе // Педагогика и психология: теоретические и прикладные аспекты: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции (19 февраля 2020 г.). Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020.
  11. Карпов В. В., Катханов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. М., 1992.
  12. Каштанова С. Н., Белинова Н. В. Модульное обучение: целеполагание, структура и проектирование содержания // Вестник Мининского университета. 2016. № 4.
  13. Крутских О. А. История развития модульного обучения: зарубежный и отечественный опыт реализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. № 11 (149). https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.149.49
  14. Лобашев В. Д., Талых А. А. Элементы педагогических технологий в моделировании процессов профессионального образования. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014.
  15. Мартынова О. В. Инновационные технологии в ракурсе модульного обучения иностранному языку // Современные тенденции развития системы подготовки обучающихся: региональная практика: материалы международной научной конференции. Красноярск, 2024.
  16. Мусаева Н. Н. Сущность модульного обучения // Вестник науки и образования. 2022. № 1-2 (121).
  17. Савенков А. И., Алисов Е. А., Львова А. С. Модульное построение образовательных программ в бакалавриате и магистратуре направления подготовки «Педагогическое образование» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 1 (31).
  18. Соколков Е. А. Проблемно-модульное обучение: учебное пособие. М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2024.
  19. Тимофеева Ю. Ф. Системно-модульный подход к проблеме формирования творческой личности будущего учителя: автореф. дисс. … д. пед. н. Ижевск, 1999.
  20. Усманова С. Ф., Холина Н. Н. Технология модульного обучения // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы XVII междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 17 января 2020 г.) / редкол.: О. Н. Широков. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020.
  21. Холматова Д. А. Кредитно-модульное обучение в вузах // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2023. Т. 3. № 9.
  22. Чошанов М. А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: автореф. дисс. … д. пед. н. Казань, 1996.
  23. Юцявичене П. А. Теоретические основы модульного обучения: дисс. … д. пед. н. Вильнюс, 1990.
  24. Curch C. Modular Courses in British Higher Education // A Critical Assessment in Higher Education Bulletin. 1975. Vol. 3.
  25. Goldschmidt В., Goldschmidt Н. Modular Instruction in Higher Education // Higher Education. 1972. Vol. 2.
  26. Owens G. The Module: An Alternative to the Present Pattern of Teacher Education // Higher Education Quarterly. 1970. Vol. 25. Iss. 1. https://doi.org/10.1111/j.1468-2273.1970.tb00364.x
  27. Russell J. D. Modular Instruction. Minneapolis: Burgest Publishing Co., 1974.
  28. The Modular Approach in Technical Education. P.: UNESCO, 1989.

Финансирование

Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Разработка системы модульного обучения педагогических работников по перспективным направлениям использования беспилотных систем», рег. № 1024032700347-1-5.3.1 (соглашение № 073-03-2024-005/2 от 27 августа 2024 г.).

Информация об авторах

Чернега Елена Анатольевна

к. пед. н., доц.

Азовский государственный педагогический университет, г. Бердянск

Ефименко Юрий Александрович

к. пед. н., доц.

Азовский государственный педагогический университет, г. Бердянск

Соколовский Сергей Леонидович

Азовский государственный педагогический университет, г. Бердянск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 ноября 2024.
  • Опубликована: 23 декабря 2024.

Ключевые слова

  • беспилотные авиационные системы
  • модульное обучение
  • педагоги дополнительного образования
  • методика профессиональной переподготовки
  • вариативная структура модульной программы
  • unmanned aircraft systems
  • modular training
  • teachers of additional education
  • methods of professional retraining
  • variable structure of the modular program

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)