Структура системы модульного обучения педагогических работников дополнительного образования по перспективным направлениям использования беспилотных систем
Аннотация
Цель исследования – обосновать и разработать структуру программы профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования по перспективным направлениям использования беспилотных авиационных систем (БАС) на основе модульного обучения. В статье рассмотрена проблема применения модульного обучения к переподготовке педагогов в сфере БАС. Представлена структура программы модульного обучения педагогических работников дополнительного образования по перспективным направлениям использования беспилотных систем в России, которая состоит из трех больших модулей: «Базовый», «Отраслевой» и «Развивающий», взаимосвязанных между собой, но решающих при этом свою специфическую дидактическую задачу. Удобство и универсальность модулей обучения означает, что обучающиеся могут проходить их в своем темпе, что обеспечивает комплексный и полезный опыт для обучающихся. Научная новизна обусловлена тем, что разработана и теоретически обоснована вариативная структура модульной программы профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования по перспективным направлениям использования БАС, которая позволяет реализовать обучение педагогов в зависимости от начального уровня их подготовки и различной отраслевой направленности. В результате исследования описана структурная система программы модульного обучения педагогов по перспективным направлениям использования беспилотных систем.
Источники
- Акбарова Г. Роль модульной системы обучения в организации учебного процесса на основе метода проектирования // Общество и инновации. 2023. Т. 4. № 8/S. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol4-iss8/S-pp117-123
- Анисенко Н. П. Технология модульного обучения. 2017. https://multiurok.ru/blog/tiekhnologhiia-modul-nogho-obuchieniia-2.html
- Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалистов: научно-методический сборник. М., 2002.
- Борисова Н. В., Кузов В. Б. Методология модульного обучения и формирования модульных программ (отчет об исследовательской работе). М.: Изд-во Моск. ин-та стали и сплавов, 2005.
- Гришина И. В. Методологические основания формирования профессиональной компетентности руководителей школ в системе дополнительного профессионального образования // Интеграция образования. 2013. № 3 (72).
- Гуськова Т. В. Организация учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии: на примере технического вуза: дисс. … к. пед. н. Пенза, 2008.
- Ермоленко В. А. Теоретические основы проектирования содержания непрерывного профессионального образования: дисс. … д. пед. н. Казань, 1999.
- Закорюкин В. Б., Панченко В. И., Твердин Л. М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам // Проблемы вузовского учебника: вторая всесоюзная научно-методическая конференция (22-23 ноября 1983 г.): тезисы докладов / Вильн. гос. ун-т им. В. Капсукаса. Вильнюс: ВГУ, 1983.
- Захарова Л. В., Московченко О. Н., Солимене У., Третьякова Н. В., Банникова Н. В., Люлина Н. В., Катцин О. А. Организация процесса физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе модульного подхода // Образование и наука. 2020. № 22 (7). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-148-175
- Исаков М. М., Хакимов Ф. А., Маматов Р. Р. Модульное обучение современным образовательным технологиям на занятиях в вузе // Педагогика и психология: теоретические и прикладные аспекты: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции (19 февраля 2020 г.). Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020.
- Карпов В. В., Катханов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. М., 1992.
- Каштанова С. Н., Белинова Н. В. Модульное обучение: целеполагание, структура и проектирование содержания // Вестник Мининского университета. 2016. № 4.
- Крутских О. А. История развития модульного обучения: зарубежный и отечественный опыт реализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. № 11 (149). https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.149.49
- Лобашев В. Д., Талых А. А. Элементы педагогических технологий в моделировании процессов профессионального образования. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014.
- Мартынова О. В. Инновационные технологии в ракурсе модульного обучения иностранному языку // Современные тенденции развития системы подготовки обучающихся: региональная практика: материалы международной научной конференции. Красноярск, 2024.
- Мусаева Н. Н. Сущность модульного обучения // Вестник науки и образования. 2022. № 1-2 (121).
- Савенков А. И., Алисов Е. А., Львова А. С. Модульное построение образовательных программ в бакалавриате и магистратуре направления подготовки «Педагогическое образование» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 1 (31).
- Соколков Е. А. Проблемно-модульное обучение: учебное пособие. М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2024.
- Тимофеева Ю. Ф. Системно-модульный подход к проблеме формирования творческой личности будущего учителя: автореф. дисс. … д. пед. н. Ижевск, 1999.
- Усманова С. Ф., Холина Н. Н. Технология модульного обучения // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы XVII междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 17 января 2020 г.) / редкол.: О. Н. Широков. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020.
- Холматова Д. А. Кредитно-модульное обучение в вузах // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2023. Т. 3. № 9.
- Чошанов М. А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: автореф. дисс. … д. пед. н. Казань, 1996.
- Юцявичене П. А. Теоретические основы модульного обучения: дисс. … д. пед. н. Вильнюс, 1990.
- Curch C. Modular Courses in British Higher Education // A Critical Assessment in Higher Education Bulletin. 1975. Vol. 3.
- Goldschmidt В., Goldschmidt Н. Modular Instruction in Higher Education // Higher Education. 1972. Vol. 2.
- Owens G. The Module: An Alternative to the Present Pattern of Teacher Education // Higher Education Quarterly. 1970. Vol. 25. Iss. 1. https://doi.org/10.1111/j.1468-2273.1970.tb00364.x
- Russell J. D. Modular Instruction. Minneapolis: Burgest Publishing Co., 1974.
- The Modular Approach in Technical Education. P.: UNESCO, 1989.
Финансирование
Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Разработка системы модульного обучения педагогических работников по перспективным направлениям использования беспилотных систем», рег. № 1024032700347-1-5.3.1 (соглашение № 073-03-2024-005/2 от 27 августа 2024 г.).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 11 ноября 2024.
- Опубликована: 23 декабря 2024.
Ключевые слова
- беспилотные авиационные системы
- модульное обучение
- педагоги дополнительного образования
- методика профессиональной переподготовки
- вариативная структура модульной программы
- unmanned aircraft systems
- modular training
- teachers of additional education
- methods of professional retraining
- variable structure of the modular program
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»