• Научная статья
  • 24 декабря 2024
  • Открытый доступ

Особенности формирования учебного поведения у детей младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования учебного поведения у детей младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). Целью исследования является обоснование необходимости разработки системы методов и приемов, направленных на преодоление нарушений учебного поведения в данный возрастной период. В основе исследования лежит понятие о РАС как о разновидности неврологического расстройства, сопровождающегося нарушением сенсорной интеграции и, как следствие, влияющего на познавательные, коммуникативные и поведенческие функции человека. Научная новизна исследования заключается в обобщении симптомов, свидетельствующих о дисфункции сенсорной интеграции у детей с РАС, и обосновании коррекционной деятельности по трем направлениям: социальное взаимодействие ребенка со взрослыми и ровесниками; работа в группе; умение следовать установленным правилам. В результате исследования автор формулирует практические рекомендации для формирования учебного поведения, которые в итоге позволят ввести ребенка с РАС в коллектив сверстников и успешную образовательную среду.

Источники

  1. Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме // Дефектология. 2005. № 2.
  2. Баенская Е. Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста // Дефектология. 1999. № 1.
  3. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М.: Тервинф, 2007.
  4. Баенская Е. Р., Суетина О. П. Помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом раннего и дошкольного возраста: методические рекомендации. М.: Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, 2021.
  5. Ветрова М. А., Ветров А. О., Мигачев А. С. Формирование стереотипа учебного поведения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на занятии «Круг» // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 4.
  6. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003.
  7. Гилберт К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
  8. Лаврентьева Н. Б. Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом // Альманах Института коррекционной педагогики. 2008. № 12.
  9. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. М.: Просвещение, 1991.
  10. Лебединский В. В. Психология аномального развития ребенка: хрестоматия: в 2 т. / под ред. В. В. Лебедин-ского, М. К. Бардышевской. М.: ЧеРо; Высш. шк.; Изд-во МГУ, 2002. Т. 1.
  11. Либлинг М. М. Игровая холдинг-терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. № 19.
  12. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие. М.: Академия, 2013.
  13. МакКланнахан Л., Крантц П. Расписание для детей с аутизмом. М.: Добро, 2013.
  14. Мальтинская Н. А. История развития учения об аутизме // Концепт. 2017. № 11.
  15. Мнухин С. С., Зеленецкая А. Е., Исаев Д. Н. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей // Детский аутизм: хрестоматия / сост. Л. М. Шипицына. СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997.
  16. Морозов С. А. О современном дошкольном образовании детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 2.
  17. Морозов С. А., Морозова Т. И., Морозова С. С. Аутизм: опыт и возможные решения актуальных задач. Взгляд из России // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 3.
  18. Наговицына Н. П., Фефилова Т. Г., Хорошавина В. В. Адаптация ребенка с аутизмом к условиям детского сада // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XIII международной научной конференции (г. Казань, 20-23 июня 2020 г.). Казань, 2020.
  19. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. Приложения. М.: Теревинф, 1997.
  20. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1998.
  21. Пахтусова Н. А., Акмаев В. А., Некрасова О. С. Комплексный подход в сопровождении ребенка с расстройством аутистического спектра на примере клинического случая // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 2.
  22. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учеб. пособие. М.: Генезис, 2005.
  23. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Academia, 2002.
  24. Хабарова С. Н., Есаулкова И. Л. Многофункциональное образовательное пространство «Поляна активности» как элемент комплексной групповой работы с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 2.
  25. Хаустов А. В., Богорад П. Л., Загуменная О. В., Козорез А. И., Панцырь С. Н., Никитина Ю. В., Стальмахович О. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: метод. пособие / под общ. ред. А. В. Хаустова. М.: Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета, 2016.
  26. Чулкова Р. Н. Дисфункция сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2-4.
  27. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие. М.: Академия, 2007.

Информация об авторах

Завер Татьяна Владимировна

к. филол. н.

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, г. Лондон, Великобритания

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 ноября 2024.
  • Опубликована: 24 декабря 2024.

Ключевые слова

  • учебное поведение
  • расстройства аутистического спектра
  • младший дошкольный возраст
  • сенсорная интеграция
  • коррекционная педагогическая деятельность
  • educational behavior
  • autism spectrum disorders
  • young preschool age
  • sensory integration
  • corrective pedagogical activity

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)