Формирование иноязычной дискурсивной научной компетенции у магистрантов технического вуза посредством мультимедийной презентации
Аннотация
Цель исследования – обоснование возможности формирования иноязычной дискурсивной научной компетенции у магистрантов технического вуза посредством мультимедийной презентации. В статье уточняется содержание понятия «дискурсивная научная компетенция» как ключевого компонента в составе дискурсивной компетентности магистранта технического вуза, раскрывается содержание понятия «мультимедийная презентация» применительно к методике обучения иностранным языкам. Рассмотрены этапы подготовки магистрантами мультимедийной презентации и критерии ее анализа; выявлены ограничения использования мультимедийной презентации в учебном процессе. Приводятся конкретные предложения по разработке мультимедийной презентации и коммуникативных заданий для развития презентационных навыков публичных выступлений. Научная новизна данной работы заключается во введении в исследовательское поле проблемы развития педагогического знания о формировании дискурсивной компетентности магистрантов технического вуза, включении их в научный дискурс посредством иноязычной мультимедийной презентации. В результате исследования установлено, что формирование дискурсивной научной компетенции посредством мультимедийной презентации в ходе иноязычной подготовки магистрантов технического вуза способствует развитию коммуникативных навыков, профессиональных знаний, умений и способностей магистрантов осуществлять эффективное общение в ситуациях научного взаимодействия, активизирует их мыслительную деятельность и повышает внутреннюю мотивацию для получения высоких результатов в процессе изучения нового учебного материала.
Источники
- Алмазова Н. И., Ситникова А. А. Развитие лексического компонента профессиональной научной коммуникации студентов медицинских вузов на основе иноязычных лингвистических корпусов // Вопросы методики преподавания в вузе. 2023. Т. 12. № 4.
- Болдаков П. И., Марков И. А. Интертекстуальность научно-технического дискурса (на материале текста патентов) // Молодежный вестник ИрГТУ. 2020. Т. 10. № 2.
- Болдова Т. А. Методика обучения студентов старших курсов иностранному языку в телекоммуникационных сетях с использованием Интернет-технологий. Киров: Полекс, 2005.
- Бородулина Е. М., Галиханова Е. Б., Образцова М. Н., Пилипенко С. А. Модель компетенций, в том числе цифровых, специалистов сопровождения образовательных проектов (тьюторов) в системе дополнительного профессионального образования на примере АНО ВО «Университет Иннополис» // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 9.
- Бутенко Ю. И. Модель учебно-научного текста для разметки корпуса научно-технических текстов // Экономика. Информатика. 2021. Т. 48. № 1.
- Гавриленко Н. Н. Теоретические и методические основы подготовки переводчиков научно-технических текстов: монография. М.: Изд-во РУДН, 2004.
- Демьянков В. З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца XX века: сб. ст. М.: Изд-во РГГУ, 1995.
- Дубских А. И., Кисель О. В., Бутова А. В. Мультимедийная презентация как средство оптимизации процесса обучения английскому языку для специальных целей // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4 (37).
- Евстигнеев М. Н. Нейросеть Twee – новый инструментарий для педагога английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6.
- Калмыкова Е. И. Коммуникативная компетенция как основа обучения иностранному языку в профессиональных целях // Труды МГЛУ. М., 2002. Вып. 466. Иностранный язык для специальных целей: лингвистические и методические аспекты.
- Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000.
- Карипиди А. Г., Батурьян М. А. Инновационные технологии в процессе обучения иностранным языкам бакалавров и магистров // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 5.
- Климзо Б. Н. Ремесло технического переводчика. Об английском языке, переводе и переводчиках научно-технической литературы. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Р. Валент, 2006.
- Комиссаров В. Н. Теоретические основы методики обучения переводу. М.: Рема, 1997.
- Копылова С. С. Обучение студентов смысловой компрессии в процессе создания вторичных текстов // Инновации в непрерывном лингвистическом образовании: сборник научных трудов. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008.
- Королева Н. В. Средства и способы реализации интертекстуальности в научном дискурсе (на материале английского языка): автореф. дисс. … к. филол. н. Саранск, 2004.
- Коряжкина О. В. Опыт использования видеоресурсов на уроках английского языка в техническом вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Педагогические науки. 2022. № 204.
- Кулагина А. А. Применение технологии «перевернутый класс» в образовательном процессе вуза // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 2 (59).
- Куликова О. В. Соотношение лингвистической и профессиональной компетенций при обучении иностранному языку студентов нелингвистических специальностей // Труды МГЛУ. М., 2006. Вып. 509. Разноуровневая подготовка по иностранному языку в вузе неязыковых специальностей.
- Лазарева А. С. Использование мультимедийной презентации для обеспечения качества обучения говорению на иностранном языке (испанский язык, неязыковой вуз, начальный этап): автореф. дисс. … к. пед. н. Тамбов, 2007.
- Полянин А. Р., Коротун С. Н. Зарубежный опыт использования мультимедийной презентации на лекциях в высшей школе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 6 (56).
- Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004.
- Симеонова Н. М. Мультимедийная презентация как средство формирования иноязычных коммуникативных навыков в условиях неязыкового вуза // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93).
- Сорокина А. С. Стратегии визуализации языкового материала как профессионально-коммуникативная задача преподавателя иностранного языка // Вопросы методики преподавания в вузе. 2023. Т. 12. № 4.
- Федорова О. В. Экспериментальный анализ дискурса: теория и практика: автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2013.
- Хомутова А. В. Компетентностный подход: формирование фонологической компетенции у студентов языковых специальностей. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014.
- Чернявская В. Е. От анализа текста – к анализу дискурса // Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования / под ред. Л. А. Манерко. Рязань: Изд-во РГПУ им. С. А. Есенина, 2002.
- Branagan A. Making Sense of Business. A No-nonsense Guide to Business Skills for Businesses and Entrepreneurs. How to Present Yourself. L. – Philadelphia: Kogan Page, 2009.
- Denny R. Successful Selling Skills. A Classic Presentation. L. – Philadelphia: Kogan Page, 2009.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 4 ноября 2024.
- Опубликована: 26 декабря 2024.
Ключевые слова
- магистратура технического вуза
- формирование иноязычной дискурсивной компетенции
- мультимедийная презентация
- коммуникативные задания
- master's degree in technical university
- formation of foreign language discursive competence
- multimedia presentation
- communicative tasks
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»