Ценностно-смысловые основы системы подготовки будущих педагогов исторических регионов Российской Федерации (на примере Азовского государственного педагогического университета)
Аннотация
Цель исследования – выявить ценностно-смысловые основы подготовки будущих педагогов и описать опыт внедрения этих основ в практику образовательной деятельности одного из педагогических вузов исторических регионов Российской Федерации. В статье анализируется нормативно-правовая база формирования ценностно-смысловых основ подготовки будущих педагогов, научные исследования этого направления педагогической работы и структурная характеристика личностных и профессиональных ценностей педагогических работников. Научная новизна исследования состоит в обосновании содержания деятельности по внедрению ценностно-смыслового подхода в систему подготовки будущих педагогов Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей. В результате проанализирована нормативно-правовая база духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, изучены теоретические аспекты формирования ценностно-смысловых ориентиров личности педагога, выявлены ценностно-смысловые основы системы подготовки будущих педагогов в современных условиях и описан релевантный опыт одного из педагогических вузов исторических регионов.
Источники
- Андреев В. И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012.
- Ансимова Н. П., Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Ценностно-смысловая основа педагогической деятельности: сравнительный анализ отношения педагогов и учащихся педагогических классов // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 1. https://doi.org/10.17759/pse.2022270104
- Бабошина Е. Б. К проблеме ценностно-смыслового становления личности будущего педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Т. 3. № 2.
- Белоусова А. К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности: монография. Ростов н/Д: Ростовский государственный педагогический университет, 2002.
- Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. № 10.
- Бугрова Н. А. Ценностно-смысловые основы становления субъектности будущего педагога // Педагогические науки. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 38.
- Валеева P. A. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века. Казань: Казанский государственный педагогический университет, 1996.
- Груздев М. В., Тарханова И. Ю., Харисова И. Г. Анализ ценностно-смысловых ориентаций обучающихся психолого-педагогических классов // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 5 (122). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2021-5-122-8-17
- Загвязинский В. И. Личность педагога и перспективы развития отечественного образования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1. № 1 (1).
- Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993.
- Ивашова В. А., Джегутанова Н. И., Мигачева М. В. Модель духовно-нравственных ценностей в профессиональной культуре современного педагога // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 8 (134).
- Караковский В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
- Кирсанов A. A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казанского университета, 1982.
- Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10 т. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. Т. 2. Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005.
- Лопаткин Е. В. Ценностно-смысловые основания подготовки будущих педагогов // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2017. № 2.
- Макаренко A. C. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988.
- Пирогов Н. И. Образование и воспитание // Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие. М.: Академия, 2013.
- Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Педагогика, 1990. Т. 6.
- Федорова Е. Н., Птицына Е. В. Ценности профессиональной деятельности будущего педагога // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-2.
- Харисова И. Г., Макеева Т. В., Казакова Е. И., Тарханова И. Ю. Выявление ценностно-смысловых ориентиров профессиональной педагогической деятельности с позиции социально-профессиональной общности современного учительства // Science for Education Today. 2021. Т. 11. № 5.
- Щуркова Н. Е., Мухин М. И. Педагог нового воспитания. М.: АРКТИ, 2014.
Финансирование
Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации (соглашение № 073-03-2024-005/2 от 27 августа 2024 г.) по теме «Ценностно-смысловые основы подготовки будущих педагогов в условиях интеграции единого образовательного пространства» (OTGE-2024-0029, регистрационный номер темы: 1024033000036-8-5.3.1).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 17 ноября 2024.
- Опубликована: 10 января 2025.
Ключевые слова
- будущий педагог
- духовно-нравственное воспитание
- исторические регионы
- ценности будущих педагогов
- ценностно-смысловые основы
- future teacher
- spiritual and moral education
- historical regions
- values of future teachers
- value-semantic foundations
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»