• Научная статья
  • 17 января 2025
  • Открытый доступ

Организация обратной связи в процессе педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в вузе

Аннотация

Цель исследования – выявить роль обратной связи как ключевого элемента педагогического взаимодействия между преподавателем и студентами в вузе. В статье дается основная характеристика процесса педагогического взаимодействия, который подразумевает целенаправленную коммуникацию, ориентированную на планирование и организацию совместной деятельности участников образовательного процесса, оценивание ее результатов, возможную коррекцию ее в дальнейшем. В статье рассмотрены виды, функции обратной связи, раскрывается роль обратной связи как средства управления познавательной активностью обучающихся, особенности организации обратной связи. Научная новизна исследования состоит в выявлении и обосновании психолого-педагогических особенностей обратной связи, таких как ее конструктивный характер, конкретика, персонализация и баланс. На основе анализа результатов анкетирования, проведенного для студентов-бакалавров, обучающихся на разных формах обучения, даются некоторые рекомендации для преподавателей по организации обратной связи в рамках педагогического взаимодействия в вузе.

Источники

  1. Азбель А. А., Илюшин Л. С., Морозова П. А. Обратная связь в обучении глазами российских подростков // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2021. № 1.
  2. Артамошкин М. 15 основных техник обратной связи. 2023. https://blog.zverit.com/management/2023/10/09/15-types-feedback/
  3. Бессонов К. А. Обратная связь в педагогическом взаимодействии преподавателя и студента // Juvenis scientia. 2016. № 2.
  4. Данилова Л. Н., Шендеровская Н. С. Понятие «педагогическое взаимодействие» в российской и японской педагогической науке // Социально-политические исследования. 2024. № 1 (22).
  5. Климова М. В. Педагогическое взаимодействие: возможности гуманизации // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 4.
  6. Коренев А. А. Обратная связь в обучении и педагогическом общении // Rhema. Рема. 2018. № 2.
  7. Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2022.
  8. Курьян М. Л. Содержательная сторона обратной связи в процессе обучения // Образование и саморазвитие. 2017. Т. 12. № 1.
  9. Лапшина С. Н., Рытова Т. А. Как получить более объективную обратную связь от студентов // Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов со специальных мероприятий XII международной конференции (г. Екатеринбург, 16-18 ноября 2017 г.). Екатеринбург: Издательство Учебно-методического центра Уральского педагогического института, 2018.
  10. Лукьяненко О. Д. Обратная связь в дидактическом информационном взаимодействии педагога и учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2007. № 12 (33).
  11. Меркулова О. П. Возможности использования обратной связи в совершенствовании профессиональной деятельности преподавателя вуза // Образовательные технологии. 2017. № 4.
  12. Михеева C. В., Емцева Е. П. Обратная связь в контексте коммуникации в процессе обучения // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104).
  13. Cardoso А. P., Ferreira M., Abrantes J. L., Seabra C., Costa S. Personal and Pedagogical Interaction Factors as Determinants of Academic Achievement // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 29.
  14. Carless D., Boud D. The Development of Student Feedback Literacy: Enabling Uptake of Feedback // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2018. Vol. 43. No. 8.
  15. Hattie J., Timperley H. The Power of Feedback // Review of Educational Research. 2007. Vol. 77. No. 1.
  16. Henderson M., Phillips M., Ryan T., Boud D., Dawson P., Molloy E., Mahoney P. Conditions That Enable Effective Feedback // Higher Education Research & Development. 2019. Vol. 38. No. 7.
  17. Hofkens T., Pianta R. C., Hamre B. Teacher-Student Interactions: Theory, Measurement, and Evidence for Universal Properties That Support Students’ Learning Across Countries and Cultures // Effective Teaching Around the World / ed. by R. Maulana, M. Helms-Lorenz, R. M. Klassen. Cham: Springer, 2023. https://doi.org/10.1007/978-3-031-31678-4_18
  18. Prochazka J., Ovcari M., Durinik M. Sandwich feedback: The empirical evidence of its effectiveness // Learning and Motivation. 2020. Vol. 71.
  19. Sen K. The importance of teacher-student interaction // Prime Scholars Library. 2021. Vol. 9.
  20. Wang H., Lehman J. D. Using achievement goal-based personalized motivational feedback to enhance online learning // Educational Technology Research and Development. 2021. Vol. 69 (2). https://doi.org/10.1007/s11423-021-09940-3

Информация об авторах

Закотнова Полина Владимировна

к. пед. н., доц.

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 ноября 2024.
  • Опубликована: 17 января 2025.

Ключевые слова

  • педагогическое взаимодействие
  • обратная связь
  • контроль в обучении
  • коммуникация в процессе обучения
  • конструктивная обратная связь
  • pedagogical interaction
  • feedback
  • control in learning
  • communication in the learning process
  • constructive feedback

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)