Организация обратной связи в процессе педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в вузе
Аннотация
Цель исследования – выявить роль обратной связи как ключевого элемента педагогического взаимодействия между преподавателем и студентами в вузе. В статье дается основная характеристика процесса педагогического взаимодействия, который подразумевает целенаправленную коммуникацию, ориентированную на планирование и организацию совместной деятельности участников образовательного процесса, оценивание ее результатов, возможную коррекцию ее в дальнейшем. В статье рассмотрены виды, функции обратной связи, раскрывается роль обратной связи как средства управления познавательной активностью обучающихся, особенности организации обратной связи. Научная новизна исследования состоит в выявлении и обосновании психолого-педагогических особенностей обратной связи, таких как ее конструктивный характер, конкретика, персонализация и баланс. На основе анализа результатов анкетирования, проведенного для студентов-бакалавров, обучающихся на разных формах обучения, даются некоторые рекомендации для преподавателей по организации обратной связи в рамках педагогического взаимодействия в вузе.
Источники
- Азбель А. А., Илюшин Л. С., Морозова П. А. Обратная связь в обучении глазами российских подростков // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2021. № 1.
- Артамошкин М. 15 основных техник обратной связи. 2023. https://blog.zverit.com/management/2023/10/09/15-types-feedback/
- Бессонов К. А. Обратная связь в педагогическом взаимодействии преподавателя и студента // Juvenis scientia. 2016. № 2.
- Данилова Л. Н., Шендеровская Н. С. Понятие «педагогическое взаимодействие» в российской и японской педагогической науке // Социально-политические исследования. 2024. № 1 (22).
- Климова М. В. Педагогическое взаимодействие: возможности гуманизации // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 4.
- Коренев А. А. Обратная связь в обучении и педагогическом общении // Rhema. Рема. 2018. № 2.
- Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2022.
- Курьян М. Л. Содержательная сторона обратной связи в процессе обучения // Образование и саморазвитие. 2017. Т. 12. № 1.
- Лапшина С. Н., Рытова Т. А. Как получить более объективную обратную связь от студентов // Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов со специальных мероприятий XII международной конференции (г. Екатеринбург, 16-18 ноября 2017 г.). Екатеринбург: Издательство Учебно-методического центра Уральского педагогического института, 2018.
- Лукьяненко О. Д. Обратная связь в дидактическом информационном взаимодействии педагога и учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2007. № 12 (33).
- Меркулова О. П. Возможности использования обратной связи в совершенствовании профессиональной деятельности преподавателя вуза // Образовательные технологии. 2017. № 4.
- Михеева C. В., Емцева Е. П. Обратная связь в контексте коммуникации в процессе обучения // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104).
- Cardoso А. P., Ferreira M., Abrantes J. L., Seabra C., Costa S. Personal and Pedagogical Interaction Factors as Determinants of Academic Achievement // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 29.
- Carless D., Boud D. The Development of Student Feedback Literacy: Enabling Uptake of Feedback // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2018. Vol. 43. No. 8.
- Hattie J., Timperley H. The Power of Feedback // Review of Educational Research. 2007. Vol. 77. No. 1.
- Henderson M., Phillips M., Ryan T., Boud D., Dawson P., Molloy E., Mahoney P. Conditions That Enable Effective Feedback // Higher Education Research & Development. 2019. Vol. 38. No. 7.
- Hofkens T., Pianta R. C., Hamre B. Teacher-Student Interactions: Theory, Measurement, and Evidence for Universal Properties That Support Students’ Learning Across Countries and Cultures // Effective Teaching Around the World / ed. by R. Maulana, M. Helms-Lorenz, R. M. Klassen. Cham: Springer, 2023. https://doi.org/10.1007/978-3-031-31678-4_18
- Prochazka J., Ovcari M., Durinik M. Sandwich feedback: The empirical evidence of its effectiveness // Learning and Motivation. 2020. Vol. 71.
- Sen K. The importance of teacher-student interaction // Prime Scholars Library. 2021. Vol. 9.
- Wang H., Lehman J. D. Using achievement goal-based personalized motivational feedback to enhance online learning // Educational Technology Research and Development. 2021. Vol. 69 (2). https://doi.org/10.1007/s11423-021-09940-3
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 28 ноября 2024.
- Опубликована: 17 января 2025.
Ключевые слова
- педагогическое взаимодействие
- обратная связь
- контроль в обучении
- коммуникация в процессе обучения
- конструктивная обратная связь
- pedagogical interaction
- feedback
- control in learning
- communication in the learning process
- constructive feedback
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»