• Научная статья
  • 27 января 2025
  • Открытый доступ

Характер нарушений временных представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и пути их коррекции в системе профилактики дискалькулии

Аннотация

Цель исследования – выявить характер нарушений временных представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что может являться одним из факторов предрасположенности к дискалькулии. В статье представлен сопоставительный анализ результатов исследования, направленного на определение характера нарушений восприятия времени у детей с задержкой психического развития (ЗПР), с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и нормотипичных дошкольников, а также раскрываются направления и технологии психолого-педагогической работы по развитию временных представлений у дошкольников данной категории в условиях образовательной организации. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые на материале анализа результатов исследования представлены различия в характере нарушений восприятия времени у дошкольников с ОВЗ по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, выделены специфические особенности восприятия времени у дошкольников с ЗПР и с ТНР. Представлены цель и направления психолого-педагогической работы по коррекции данных нарушений. В результате исследования установлено, что, несмотря на схожие трудности в усвоении временных представлений, дети с нарушениями психического развития и дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в дифференцированном подходе при оказании им коррекционной психолого-педагогической помощи в условиях образовательной организации.

Источники

  1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды. М. – Воронеж: МОДЭК, 1996.
  2. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Галлямова Ю. С., Ивлева М. Г., Кондратьева С. Ю., Лебедева И. Н., Лопатина Л. В., Макоедова Г. В., Яковлева Н. Н. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография. М.: Добрый мир, 2018.
  3. Вергелес Г. И. Изучение особенностей овладения младшими школьниками универсальным учебным действием принятия учебной задачи // Герценовские чтения. Начальное образование. 2014. Т. 5. № 1.
  4. Выготский Л. С. Педология школьного возраста. Лекции по психологии развития. М.: Канов+; Реабилитация, 2025.
  5. Гермаковска А., Лалаева Р. И. Дискалькулии у детей // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 2.
  6. Забрамная С. Д., Левченко И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития: курс лекций. М.: Сфера, 2007.
  7. Кондратьева С. Ю. Вопросы профилактики графической дискалькулии у дошкольников с задержкой психического развития // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 1 (69).
  8. Кондратьева С. Ю. Профилактика и коррекция дискалькулии в системе формирования культуры познания математики у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста: монография. М.: Парадигма, 2017.
  9. Кондратьева С. Ю. Развитие «математической» речи как одно из направлений в профилактике дискалькулии у детей с особыми образовательными потребностями // Вестник педагогических инноваций. Journal of Pedagogical Innovations. 2022. № 2.
  10. Кондратьева С. Ю., Табачкова Е. А. Формирование математических представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-3.
  11. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие. М.: Смысл, 2019.
  12. Лубовский В. И., Кузнецова Л. В. Психологические проблемы задержки психического развития // Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. СПб.: Речь, 2004.
  13. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. СПб.: Питер, 2023.
  14. Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-пресс, 2005.
  15. Петрова А. В., Калягин В. А., Кондратьева С. Ю. Особенности временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Альманах института коррекционной педагогики. Серия: Герценовский университет: новые исследования в дефектологии. 2021. № 46. Вып. 1.
  16. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2010.
  17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.
  18. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. Детям о времени: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.

Информация об авторах

Кондратьева Светлана Юрьевна

д. психол. н., доц.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 декабря 2024.
  • Опубликована: 27 января 2025.

Ключевые слова

  • дискалькулия
  • временные представления
  • высшие психические функции
  • задержка психического развития
  • тяжелые нарушения речи
  • ограниченные возможности здоровья
  • dyscalculia
  • temporal representations
  • higher mental functions
  • mental retardation
  • severe speech disorders
  • limited health opportunities

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)