• Научная статья
  • 7 марта 2025
  • Открытый доступ

Реализация дискурсивно-оценочного метода в формировании гражданской идентичности на уроках истории России в 9-м классе

Аннотация

Цель исследования – обоснование возможности использования дискурсивно-оценочного метода в формировании гражданской идентичности учащихся 9-х классов. В статье рассмотрена методология внедрения данного метода в образовательный процесс на уроках истории России в 9-м классе, представлены результаты контрольного этапа эксперимента, выявлены педагогические условия эффективности применения дискурсивно-оценочного метода. Особое внимание уделено практическим рекомендациям по дальнейшему применению дискурсивно-оценочного метода в школьном обучении. Научная новизна исследования заключается в обосновании влияния дискурсивно-оценочного метода на когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты гражданской идентичности школьников. В результате установлено, что использование данного метода способствует углублению знаний о гражданских правах, повышению мотивации к общественной активности и развитию самостоятельного критического мышления учащихся. Кроме того, выявлено, что дискурсивно-оценочный метод формирует устойчивые ценностные ориентиры и способствует повышению уровня гражданской ответственности школьников.

Источники

  1. Агафонов С. Ю., Горюнков С. В., Чигирев В. А., Юнацкевич П. И. Демократия умерла? Да здравствует демократия. СПб.: Институт нравственности, 2005.
  2. Атагимова Э. И. Государственная политика в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи: вопросы реализации // Мониторинг правоприменения. 2022. № 4 (45).
  3. Барабанов Р. Е., Дергачева Н. С. Теоретические аспекты и принципы организации образовательного процесса в рамках уроков истории как способ формирования культурного самосознания, социальной и гражданской идентичности // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 3.
  4. Галушко Е. С. Патриотизм: учебник / под ред. П. И. Юнацкевича. СПб.: Институт индивидуальной педагогики, 2025.
  5. Дергачев А. В., Дергачева Н. С. Использование модели обучения «Перевернутый класс» на уроках истории в 9-х классах (на примере изучения темы: «Битва под Москвой») // Конференциум АСОУ: сб. науч. трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 4.
  6. Дугарова Т. Ц. Гражданская идентичность: теоретические подходы, факторы развития: учебно-методическое пособие. М.: МПГУ, 2021.
  7. Конода И. В. Становление гражданской идентичности россиян в процессе политической социализации: дисс. … к. полит. н. М., 2007.
  8. Костин Ю. А. Международный терроризм: анализ и профилактика / под ред. П. И. Юнацкевича. СПб.: Антитеррористический международный центр, 2024.
  9. Кравцов Д. М. Социальные сети как площадка для формирования гражданской активности подростков // Молодежная политика. 2019. № 1.
  10. Попов Н. С. Гражданское воспитание в системе классной работы: дисс. … к. пед. н. М., 2004.
  11. Сафиоллин А. М. Дискурсивно-оценочный метод в системе государственного контроля: монография / под ред. П. И. Юнацкевича. СПб.: Институт нравственной культуры, 2022.

Информация об авторах

Дергачев Андрей Васильевич

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Барабанов Родион Евгеньевич

к. психол. н., доц.

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 февраля 2025.
  • Опубликована: 7 марта 2025.

Ключевые слова

  • гражданская идентичность школьников
  • дискурсивно-оценочный метод в школьном обучении
  • гражданская ответственность школьников
  • уроки истории России
  • civic identity of schoolchildren
  • discursive-evaluative method in school education
  • civic responsibility of schoolchildren
  • Russian history lessons

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)