• Научная статья
  • 14 марта 2025
  • Открытый доступ

Трудности молодых педагогов в первые годы работы в условиях инклюзивного образовательного пространства и пути их преодоления (на примере выпускников Московского городского педагогического университета)

Аннотация

Цель исследования – выявить актуальные проблемы, с которыми сталкиваются молодые учителя, работающие в инклюзивном образовательном пространстве, в первые три года профессиональной деятельности, обосновать и сформулировать ряд рекомендаций по их преодолению. В данной статье рассмотрены проблемы, возникающие в профессиональной трудовой деятельности молодых учителей-дефектологов и учителей других педагогических специальностей: биологии, русского языка и литературы, истории и обществознания, – работающих в инклюзивном образовательном пространстве. Представлены результаты исследования, направленного на выявление сложностей, возникающих в первые три года работы молодых специалистов в инклюзивном образовательном пространстве. Проанализированы причины сложностей в работе. Сформулированы рекомендации по преодолению и профилактике трудностей в работе молодых специалистов в первые три года в условиях инклюзивного образовательного пространства. Научная новизна состоит в том, что в результате исследования уточнены имеющиеся и выделены новые трудности у молодого специалиста в первые три года работы в инклюзивном образовательном пространстве, проявляющиеся в следующем: усиление дезадаптации на рабочем месте в связи в повышенной нервной истощаемостью, что связано в том числе с необходимостью работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и слабой готовностью (методической и психологической) к взаимодействию с такими детьми и их родителями; наблюдаются трудности в коммуникации с участниками образовательного процесса, особенно при взаимодействии с обучающимися с ОВЗ и их родителями (стеснение обсуждать проблемы детей, страх отсутствия авторитета в глазах родителей, неумение лично коммуницировать в связи с компьютеризацией общества). Определены и научно обоснованы специальные условия, позволяющие преодолеть выявленные трудности в первые три года работы молодого специалиста в инклюзивном образовательном пространстве: необходимость профилактики возникновения выявленных трудностей на этапе обучения в университете, в том числе использование диагностических методов (тестирование) для определения предрасположенности студента к возникновению выявленных сложностей; системная и целенаправленная организация поддержки молодого специалиста на рабочем месте (создание службы сопровождения), организация регулярных (не реже двух раз в четверть) методических мастер-классов для молодого педагога, где будут в интерактивном формате проводиться практические занятия по работе с детьми в условиях инклюзивного образовательного пространства. Установлены и описаны причины выявленных трудностей; сформулированы и научно обоснованы пути решения трудностей в работе молодых специалистов в первые три года. В результате исследования установлено, что трудности, возникающие у молодых специалистов в первые три года работы в инклюзивном образовательном пространстве, имеют общие для всех причины возникновения (в основном это отсутствие наставника, неготовность к работе с детьми с ОВЗ, завышенные представления о собственных профессиональных возможностях). Не наблюдается зависимости между выявленными сложностями и специализацией учителя. Пути решения проблем молодых специалистов кроются в системной работе по профилактике (еще на этапе обучения в вузе) и преодолению трудностей непосредственно на рабочем месте. Однако был выявлен ряд специфических проблем, возникающих в наше время: сложности коммуникации со всеми участниками образовательных отношений; неумение правильно взаимодействовать с обучающимися с ОВЗ и их родителями; слабая работа наставничества; слабо развитые процессы самоконтроля и навыки «переключения» на разные виды деятельности для предотвращения «выгорания»; завышенное представление о собственных профессиональных компетенциях.

Источники

  1. Алиева С. В., Мардахаев Р. А. Роль наставничества в профессиональном становлении молодого специалиста // Вестник экспертного совета. 2021. № 3 (26).
  2. Андрущенко Т. Ю., Аржаных Е. В., Виноградов В. Л., Минюрова С. А., Федекин И. Н., Федоров А. А. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 2.
  3. Байбородова Л. В. Непрерывное педагогическое образование: проблемы, опыт, перспективы: коллективная монография / под ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль: РИО ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2017.
  4. Беккер Г. С. Человеческое поведение / пер. с англ.; сост. Р. И. Капелюшников. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  5. Галкин В. В., Зуева Д. С., Волков А. Е. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия. М.: Дело; РАНХиГС, 2012.
  6. Галкина В. А. Оценка готовности к профессиональному саморазвитию у обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 2.
  7. Голубкова И. В., Попова Н. В. Проблема трудоустройства выпускников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.
  8. Гущина Т. И., Макарова Л. Н., Курин А. Ю. Тренды педагогического образования – основные направления развития педагогического института // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2020. Т. 25. № 187.
  9. Казарян И. Р., Казанцева Н. А. Несоответствие формируемых компетенций выпускников вузов требованиям работодателя как фактор роста неформальной занятости // Теневая экономика. 2023. Т. 7. № 2.
  10. Кузнецова М. Н., Николаев М. В. Текучесть персонала в организациях и пути ее преодоления // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. № 4-1.
  11. Кутепова Е. Н. К вопросу подготовки специалистов для реализации инклюзивной практики в системе образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы международной научно-практической конференции. М., 2011.
  12. Лопатина В. И. Широкие аспекты инклюзивного образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6.
  13. Тарабакина Л. В., Звонова Е. В., Тарасова В. А. Факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у молодых работников // Вестник университета. 2020. № 9.
  14. Третьяков М. С. Проблема трудоустройства выпускников образовательных учреждений на региональном рынке труда // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 85.
  15. Чернышкина Н. Я. Трудоустройство выпускников вузов: опыт социологического анализа // Вестник Поволжского института управления. 2013. № 6 (39).
  16. Яковлева И. М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога в системе непрерывного педагогического образования: дисс. … д. пед. н. М., 2010.
  17. Яковлева О. И. Проблема адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях // Социология. 2022. № 1.

Информация об авторах

Браткова Маргарита Владимировна

к. пед. н., доц.

Московский городской педагогический университет

Галкина Вера Александровна

к. пед. н.

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 февраля 2025.
  • Опубликована: 14 марта 2025.

Ключевые слова

  • инклюзивное образовательное пространство
  • молодые учителя
  • работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  • сложности коммуникации
  • inclusive educational space
  • novice teachers
  • working with children with disabilities
  • communication difficulties

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)