Трудности молодых педагогов в первые годы работы в условиях инклюзивного образовательного пространства и пути их преодоления (на примере выпускников Московского городского педагогического университета)
Аннотация
Цель исследования – выявить актуальные проблемы, с которыми сталкиваются молодые учителя, работающие в инклюзивном образовательном пространстве, в первые три года профессиональной деятельности, обосновать и сформулировать ряд рекомендаций по их преодолению. В данной статье рассмотрены проблемы, возникающие в профессиональной трудовой деятельности молодых учителей-дефектологов и учителей других педагогических специальностей: биологии, русского языка и литературы, истории и обществознания, – работающих в инклюзивном образовательном пространстве. Представлены результаты исследования, направленного на выявление сложностей, возникающих в первые три года работы молодых специалистов в инклюзивном образовательном пространстве. Проанализированы причины сложностей в работе. Сформулированы рекомендации по преодолению и профилактике трудностей в работе молодых специалистов в первые три года в условиях инклюзивного образовательного пространства. Научная новизна состоит в том, что в результате исследования уточнены имеющиеся и выделены новые трудности у молодого специалиста в первые три года работы в инклюзивном образовательном пространстве, проявляющиеся в следующем: усиление дезадаптации на рабочем месте в связи в повышенной нервной истощаемостью, что связано в том числе с необходимостью работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и слабой готовностью (методической и психологической) к взаимодействию с такими детьми и их родителями; наблюдаются трудности в коммуникации с участниками образовательного процесса, особенно при взаимодействии с обучающимися с ОВЗ и их родителями (стеснение обсуждать проблемы детей, страх отсутствия авторитета в глазах родителей, неумение лично коммуницировать в связи с компьютеризацией общества). Определены и научно обоснованы специальные условия, позволяющие преодолеть выявленные трудности в первые три года работы молодого специалиста в инклюзивном образовательном пространстве: необходимость профилактики возникновения выявленных трудностей на этапе обучения в университете, в том числе использование диагностических методов (тестирование) для определения предрасположенности студента к возникновению выявленных сложностей; системная и целенаправленная организация поддержки молодого специалиста на рабочем месте (создание службы сопровождения), организация регулярных (не реже двух раз в четверть) методических мастер-классов для молодого педагога, где будут в интерактивном формате проводиться практические занятия по работе с детьми в условиях инклюзивного образовательного пространства. Установлены и описаны причины выявленных трудностей; сформулированы и научно обоснованы пути решения трудностей в работе молодых специалистов в первые три года. В результате исследования установлено, что трудности, возникающие у молодых специалистов в первые три года работы в инклюзивном образовательном пространстве, имеют общие для всех причины возникновения (в основном это отсутствие наставника, неготовность к работе с детьми с ОВЗ, завышенные представления о собственных профессиональных возможностях). Не наблюдается зависимости между выявленными сложностями и специализацией учителя. Пути решения проблем молодых специалистов кроются в системной работе по профилактике (еще на этапе обучения в вузе) и преодолению трудностей непосредственно на рабочем месте. Однако был выявлен ряд специфических проблем, возникающих в наше время: сложности коммуникации со всеми участниками образовательных отношений; неумение правильно взаимодействовать с обучающимися с ОВЗ и их родителями; слабая работа наставничества; слабо развитые процессы самоконтроля и навыки «переключения» на разные виды деятельности для предотвращения «выгорания»; завышенное представление о собственных профессиональных компетенциях.
Источники
- Алиева С. В., Мардахаев Р. А. Роль наставничества в профессиональном становлении молодого специалиста // Вестник экспертного совета. 2021. № 3 (26).
- Андрущенко Т. Ю., Аржаных Е. В., Виноградов В. Л., Минюрова С. А., Федекин И. Н., Федоров А. А. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 2.
- Байбородова Л. В. Непрерывное педагогическое образование: проблемы, опыт, перспективы: коллективная монография / под ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль: РИО ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2017.
- Беккер Г. С. Человеческое поведение / пер. с англ.; сост. Р. И. Капелюшников. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
- Галкин В. В., Зуева Д. С., Волков А. Е. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия. М.: Дело; РАНХиГС, 2012.
- Галкина В. А. Оценка готовности к профессиональному саморазвитию у обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 2.
- Голубкова И. В., Попова Н. В. Проблема трудоустройства выпускников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.
- Гущина Т. И., Макарова Л. Н., Курин А. Ю. Тренды педагогического образования – основные направления развития педагогического института // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2020. Т. 25. № 187.
- Казарян И. Р., Казанцева Н. А. Несоответствие формируемых компетенций выпускников вузов требованиям работодателя как фактор роста неформальной занятости // Теневая экономика. 2023. Т. 7. № 2.
- Кузнецова М. Н., Николаев М. В. Текучесть персонала в организациях и пути ее преодоления // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. № 4-1.
- Кутепова Е. Н. К вопросу подготовки специалистов для реализации инклюзивной практики в системе образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы международной научно-практической конференции. М., 2011.
- Лопатина В. И. Широкие аспекты инклюзивного образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6.
- Тарабакина Л. В., Звонова Е. В., Тарасова В. А. Факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у молодых работников // Вестник университета. 2020. № 9.
- Третьяков М. С. Проблема трудоустройства выпускников образовательных учреждений на региональном рынке труда // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 85.
- Чернышкина Н. Я. Трудоустройство выпускников вузов: опыт социологического анализа // Вестник Поволжского института управления. 2013. № 6 (39).
- Яковлева И. М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога в системе непрерывного педагогического образования: дисс. … д. пед. н. М., 2010.
- Яковлева О. И. Проблема адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях // Социология. 2022. № 1.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 3 февраля 2025.
- Опубликована: 14 марта 2025.
Ключевые слова
- инклюзивное образовательное пространство
- молодые учителя
- работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
- сложности коммуникации
- inclusive educational space
- novice teachers
- working with children with disabilities
- communication difficulties
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»