Основные трудности обучения младших школьников иноязычному аудированию и способы их преодоления
Аннотация
Цель данного исследования – выявление основных трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники при обучении аудированию иноязычной речи, и предложение способов преодоления выявленных трудностей. Аудирование как ключевой аспект овладения иностранным языком играет важную роль в развитии общей языковой способности учащихся. Однако на практике многие дети испытывают значительные затруднения в понимании слышимого, что ослабляет их мотивацию и затрудняет дальнейшее изучение языка. Научная новизна исследования заключается в выявлении конкретных трудностей, возникающих в процессе восприятия иноязычной речи; в определении уровней сформированности умений аудирования у младших школьников и их взаимосвязи с возрастом начала изучения иностранного языка; в разработке рекомендаций по обучению младших школьников аудированию. Результаты исследования показали, что младшие школьники имеют относительно низкий уровень словарного запаса, недостаточно владеют фонетической стороной иностранного языка, у них наблюдаются низкая мотивация и когнитивные барьеры. Особое внимание уделяется недостаточной подготовленности учащихся к аудированию, необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, например их уровень уверенности и способности к концентрации. Выявлена необходимость внедрения интерактивных и игровых технологий в процессе обучения с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся.
Источники
- Бим И. Л., Пассов Е. И. Организация работы по обучению чтению и аудированию // Иностранные языки в школе. 1987. № 3.
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006.
- Елухина Н. В. Упражнения для обучения аудированию // Иностранные языки в школе. 2009. № 4.
- Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958.
- Зимняя И. А., Мазаева И. А., Лаптева М. Д. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение. М.: Аспект Пресс, 2020.
- Исенина Е. И. Теория и методика развития речи у детей. Дословесный период: учебное пособие для вузов. Изд-е 2-е. М.: Юрайт, 2025.
- Кочкина З. А. Аудирование: что это такое? // Иностранные языки в школе. 2007. № 8.
- Крылова И. А., Матюшин Н. Д. Развитие умений аудирования на иностранном языке у младших школьников с использованием интернет-ресурсов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 3.
- Купцова А. М. Физиологические основы внимания. Развитие внимания у детей и подростков. Казань: КФУ, 2017.
- Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Litres, 2022.
- Морозова И. Д. Обучение аудированию: текст лекции для студентов-филологов III-V курсов. Иваново: ИвГУ, 1993.
- Никитенко З. Н. Иностранный язык в начальной школе: теория и практика. М.: Флинта, 2018.
- Никитина Л. Л. Аудирование как средство развивающего обучения // Иностранные языки в школе. 2014. № 10.
- Петрова В. А. Гендерные особенности обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста: дисс. … к. филол. н. Великий Новгород, 2007.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: АСТ, 2022.
- Рогова Г. В., Верещагина И. Н., Языкова И. Н. Методика обучения английскому языку. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2008.
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. М.: Просвещение, 2021.
- Филатов В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Чернышов С. В., Шамов А. Н. Теория и методика обучения иностранным языкам. М.: КНОРУС, 2024.
- Чыонг Т. Х., Горобинская Н. В. Игровая деятельность как средство развития умений иноязычного аудирования у младших школьников // Иностранные языки в школе. 2025. № 1.
- Шамов А. Н., Пронина Н. С. Иностранный язык для дошкольников и младших школьников. М.: Флинта, 2024.
- Renandya W. A., Richards J. C. Methodology in language teaching: An anthology of current practice. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 6 февраля 2025.
- Опубликована: 14 марта 2025.
Ключевые слова
- учебные трудности
- аудитивные умения
- рецептивная мыслительно-мнемоническая деятельность
- иноязычная речь, учащиеся начальной школы
- learning difficulties
- auditory skills
- receptive mental-mnemonic activity
- foreign language speech
- primary school students
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»