• Научная статья
  • 14 марта 2025
  • Открытый доступ

Основные трудности обучения младших школьников иноязычному аудированию и способы их преодоления

Аннотация

Цель данного исследования – выявление основных трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники при обучении аудированию иноязычной речи, и предложение способов преодоления выявленных трудностей. Аудирование как ключевой аспект овладения иностранным языком играет важную роль в развитии общей языковой способности учащихся. Однако на практике многие дети испытывают значительные затруднения в понимании слышимого, что ослабляет их мотивацию и затрудняет дальнейшее изучение языка. Научная новизна исследования заключается в выявлении конкретных трудностей, возникающих в процессе восприятия иноязычной речи; в определении уровней сформированности умений аудирования у младших школьников и их взаимосвязи с возрастом начала изучения иностранного языка; в разработке рекомендаций по обучению младших школьников аудированию. Результаты исследования показали, что младшие школьники имеют относительно низкий уровень словарного запаса, недостаточно владеют фонетической стороной иностранного языка, у них наблюдаются низкая мотивация и когнитивные барьеры. Особое внимание уделяется недостаточной подготовленности учащихся к аудированию, необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, например их уровень уверенности и способности к концентрации. Выявлена необходимость внедрения интерактивных и игровых технологий в процессе обучения с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся.

Источники

  1. Бим И. Л., Пассов Е. И. Организация работы по обучению чтению и аудированию // Иностранные языки в школе. 1987. № 3.
  2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006.
  3. Елухина Н. В. Упражнения для обучения аудированию // Иностранные языки в школе. 2009. № 4.
  4. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958.
  5. Зимняя И. А., Мазаева И. А., Лаптева М. Д. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение. М.: Аспект Пресс, 2020.
  6. Исенина Е. И. Теория и методика развития речи у детей. Дословесный период: учебное пособие для вузов. Изд-е 2-е. М.: Юрайт, 2025.
  7. Кочкина З. А. Аудирование: что это такое? // Иностранные языки в школе. 2007. № 8.
  8. Крылова И. А., Матюшин Н. Д. Развитие умений аудирования на иностранном языке у младших школьников с использованием интернет-ресурсов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 3.
  9. Купцова А. М. Физиологические основы внимания. Развитие внимания у детей и подростков. Казань: КФУ, 2017.
  10. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Litres, 2022.
  11. Морозова И. Д. Обучение аудированию: текст лекции для студентов-филологов III-V курсов. Иваново: ИвГУ, 1993.
  12. Никитенко З. Н. Иностранный язык в начальной школе: теория и практика. М.: Флинта, 2018.
  13. Никитина Л. Л. Аудирование как средство развивающего обучения // Иностранные языки в школе. 2014. № 10.
  14. Петрова В. А. Гендерные особенности обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста: дисс. … к. филол. н. Великий Новгород, 2007.
  15. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: АСТ, 2022.
  16. Рогова Г. В., Верещагина И. Н., Языкова И. Н. Методика обучения английскому языку. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2008.
  17. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. М.: Просвещение, 2021.
  18. Филатов В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  19. Чернышов С. В., Шамов А. Н. Теория и методика обучения иностранным языкам. М.: КНОРУС, 2024.
  20. Чыонг Т. Х., Горобинская Н. В. Игровая деятельность как средство развития умений иноязычного аудирования у младших школьников // Иностранные языки в школе. 2025. № 1.
  21. Шамов А. Н., Пронина Н. С. Иностранный язык для дошкольников и младших школьников. М.: Флинта, 2024.
  22. Renandya W. A., Richards J. C. Methodology in language teaching: An anthology of current practice. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.

Информация об авторах

Чыонг Тхи Хао

Московский педагогический государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 февраля 2025.
  • Опубликована: 14 марта 2025.

Ключевые слова

  • учебные трудности
  • аудитивные умения
  • рецептивная мыслительно-мнемоническая деятельность
  • иноязычная речь, учащиеся начальной школы
  • learning difficulties
  • auditory skills
  • receptive mental-mnemonic activity
  • foreign language speech
  • primary school students

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)