• Научная статья
  • 17 марта 2025
  • Открытый доступ

Стратегия обучения по усвоению профессионального коммуникативно значимого материала иностранными студентами-экологами на этапе их подготовки к выходу в первую профессиональную иносоциокультурную среду

Аннотация

Цель исследования – разработка и обоснование эффективной стратегии обучения по усвоению профессионального коммуникативно значимого материала у иностранных студентов-экологов на этапе их подготовки к выходу в первую профессиональную иносоциокультурную среду. В статье рассматриваются ключевые компоненты профессионально-коммуникативной стратегии обучения иностранных студентов-экологов, заключающиеся в использовании ими специальной экологической терминологии, научных синтаксических конструкций и уместном выборе функционально-семантического стиля речи, а также делается акцент на нескольких современных методах обучения, позволяющих сделать процесс приобретения необходимых знаний, навыков и умений более результативным и успешным. Научная новизна исследования состоит в сведении в единую профессионально-коммуникативную стратегию обучения русскому языку студентов-экологов кейс-метода, проектной деятельности и ролевой игры. В результате исследования приводится схема, изображающая уровневые ступени введения методов в процесс обучения русскому языку иностранных студентов-экологов в контексте подготовки обучающихся к учебно-производственной практике.

Источники

  1. Болдина М. А., Шадский О. Г. Активные методы подготовки специалистов социальной сферы в вузе // Социальная педагогика: Технология и Практика. 2018. № 4.
  2. Гаспарян Л. А., Лашова С. В., Пипченко Е. Л. Использование проектного метода в преподавании русского языка как иностранного // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. № 5.
  3. Елисеева Е. П., Дедов И. А. Лексика для специальных целей в системе изучения русского языка как иностранного // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2024. № 3 (44).
  4. Железнякова С. Н. Ролевые игры на уроках русского языка как иностранного // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2-5.
  5. Игнатова И. Б., Травкин К. С. Профессионально-коммуникативное обучение русскому языку студентов-экологов // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. № 10 (148).
  6. Кондрашова Н. В. Проектная деятельность при изучении русского языка как иностранного в техническом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62).
  7. Коренев А. А. Профессионально-коммуникативные стратегии как компонент содержания языкового образования при подготовке будущих учителей и преподавателей иностранного языка // Рема. Rhema. 2023. № 3.
  8. Ларина М. В. Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению // Вестник Казахстанско-Американского свободного университета. 2005. № 2.
  9. Лебедева Д. О. Кейс-технология в практике обучения РКИ // Международный аспирантский вестник. 2023. № 2.
  10. Орлова Л. Г., Корнилова Е. С. Перевод научно-технической литературы – необходимый аспект обучения иностранному языку в техническом вузе // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2014. № 41.
  11. Терех Е. А., Феоктистова О. В. Понятие «профессионально-ориентированное обучение» в современном языковом поликультурном образовательном пространстве // Лингвокультурология. 2023. № 17.
  12. Травкин К. С. Позиции русского языка в экологическом дискурсе // Роль и место русского языка в современном мире. 2024. № 16.
  13. Туана Е. Н., Смелкова И. Ю. Комплексный подход как современное требование к созданию учебника и учебного пособия по научному стилю речи для иностранных студентов неязыковых специальностей // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2009. Т. 9. № 1.
  14. Фёдорова Н. Ю. К вопросу о способах оптимизации обучения профессионально ориентированной лексике // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 7. № 1.
  15. Фесенко О. П., Федяева Е. В., Бесценная В. В. Кейс-технология в методике преподавания РКИ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4.

Информация об авторах

Игнатова Ирина Борисовна

д. пед. н., проф.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Травкин Кирилл Сергеевич

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 февраля 2025.
  • Опубликована: 17 марта 2025.

Ключевые слова

  • профессионально-коммуникативная стратегия обучения
  • научный стиль речи
  • специальная терминология
  • учебно-производственная практика
  • обучение русскому языку как иностранному
  • professional-communicative teaching strategy
  • scientific style of speech
  • specialized terminology
  • practical training
  • teaching Russian as a foreign language

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)