• Научная статья
  • 19 марта 2025
  • Открытый доступ

Моделирование интеграции российских музыкально-образовательных методик учителем музыки в среднее школьное образование Китая

Аннотация

Статья посвящена комплексному исследованию возможностей интеграции российских музыкально-образовательных технологий в среднее школьное образование Китая. Цель исследования заключается в разработке научно обоснованной системы интеграции российских музыкально-образовательных технологий в среднее школьное образование Китая на уроках музыки. В работе представлен системный анализ современного состояния музыкального образования в обеих странах, выявлены ключевые компоненты российской системы музыкального образования, обладающие наибольшим потенциалом для интеграции. Особое внимание уделяется пяти основным направлениям: музыкально-теоретической подготовке, вокально-хоровому искусству, инструментальному исполнительству, музыкально-компьютерным технологиям и полихудожественному подходу. Новизна исследования состоит в разработке конкретных механизмов интеграции российских методик в китайскую систему школьного музыкального образования с учетом культурных особенностей и образовательных традиций Китая, а также в создании критериальной базы для оценки эффективности предлагаемых подходов. На основе анализа текущего состояния музыкального образования в Китае предложена модель поэтапного внедрения российских образовательных технологий, разработаны методические рекомендации по их адаптации и определены критерии оценки результативности интеграционных процессов.

Источники

  1. Ван Д. Об особенностях школьного образования в Китае и развитии музыкальных способностей учеников общих школ // Музыка. Культура. Педагогика: сб. научных и научно-методических статей. СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2023.
  2. Ван С. Становление профессионального музыкального образования в Китае в свете сравнительного анализа с российской музыкальной образовательной традицией // Педагогический научный журнал. 2024. Т. 7. № 6.
  3. Заббарова М. М. Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки: монография. Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2018.
  4. Заббарова М. М. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке будущего учителя музыки к вокально-хоровой деятельности // Музыка и электроника. 2010. № 2.
  5. Заббарова М. М., Политаева Т. И. Аранжировка – универсальный вид творческой деятельности современного учителя музыки // ИКОНИ. 2021. № 4.
  6. Ифань Г. Возможности общего музыкального образования в решении задач эстетического воспитания в Китае // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2022. № 94. https://doi.org/10.5281/zenodo.7197937
  7. Ли Ч., Торопов П. Б. Особенности музыкального вокального образования в России и Китае как основа для интеграции и повышения качества // Современный ученый. 2024. № 4. https://doi.org/10.58224/2541-8459-2024-4-346-351
  8. Ли Ю. Обучение хореографии в системе школьного музыкально-эстетического образования в Китае // Научное мнение. 2022. № 6. https://doi.org/10.25807/22224378_2022_6_91
  9. Лу Ч. Получение классического музыкального образования в современном Китае // Образовательные технологии. 2022. № 3.
  10. Лу Ю., Люй Н., Сунь Л., Цзэн Ц. Возможности и перспективы интеграции традиций российской фортепианной школы в музыкальное образование Китая // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2022. № 6.
  11. Самвелян Т. Э. Интеграция западных и национальных традиций в методике преподавания игры на фортепиано в музыкальном образовании Китая // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 4-1.
  12. Сю Т., Командышко Е. Ф., Алексеева Л. Л. Педагогические возможности поликультурного подхода в современном музыкальном образовании России и Китая // Искусство и образование. 2024. № 4 (150).
  13. Сюй Д. Система музыкального образования в начальных и средних школах Китая // Художественное образование и современное искусство: материалы международной научно-практической конференции. Чита, 2023.
  14. Сян Ф. Исторические предпосылки развития среднего профессионального музыкального образования в Китае // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сборник материалов всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции: в 5 т. Белгород, 2024. Т. 4.
  15. Цзи Ш. Адаптация и внедрение российских методик сольфеджио в музыкальное образование Китая: анализ влияния на развитие музыкального слуха // Culture and Civilization. 2024. Т. 14. № 2-1.
  16. Чжан Ю., Туравец Н. Р. Формирование готовности студентов-музыкантов к руководству школьным вокальным ансамблем в учреждении общего музыкального образования в Китае // Kant. 2023. № 3 (48).

Информация об авторах

Цинь Сяо

Башкирский государственный педагогический университет, г. Уфа

Заббарова Маргарита Магнавиевна

к. пед. н.

Башкирский государственный педагогический университет, г. Уфа

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 декабря 2024.
  • Опубликована: 19 марта 2025.

Ключевые слова

  • вокально-хоровое искусство
  • инструментальное исполнительство
  • музыкально-компьютерные технологии
  • полихудожественный подход
  • среднее школьное образование
  • интеграция образовательных технологий
  • российско-китайское образовательное сотрудничество
  • vocal-choral art
  • instrumental performance
  • musical-computer technologies
  • poly-artistic approach
  • secondary school education
  • integration of educational technologies
  • Russian-Chinese educational cooperation

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)