• Научная статья
  • 26 марта 2025
  • Открытый доступ

Сенсорные системы баскетболистов в процессе тренировочной и игровой деятельности как средство развития моторных навыков у студентов с особыми образовательными потребностями

Аннотация

Цель исследования – обосновать эффективность использования сенсорного баскетбола в качестве инновационного средства развития моторных навыков у студентов с особыми образовательными потребностями. В статье представлены результаты комплексного экспериментального исследования, в ходе которого была разработана и внедрена специфическая педагогическая методика занятий по сенсорному баскетболу, акцентирующая внимание на влиянии целенаправленных упражнений, стимулирующих сенсорную интеграцию, на координацию движений и развитие моторики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Научная новизна исследования заключается в разработке и внедрении методики сенсорного баскетбола для студентов с особыми образовательными потребностями, а также в доказательстве ее эффективности в развитии моторных навыков в условиях инклюзивного образовательного процесса. В результате заключается, что предложенная авторская методика способствует развитию двигательных навыков и повышению уровня социальной вовлеченности студентов, расширяя их адаптивные возможности в учебной и внеучебной среде.

Источники

  1. Айрес Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития: с практическими рекомендациями для родителей и специалистов. М.: Теревинф, 2009.
  2. Бондаренко С. Б. Целевые ориентиры и факторы успешного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе среднего профессионального образования // Инновационная наука. 2022. № 6-1.
  3. Вильчик А. В. Роль сенсорных систем в баскетболе // Наука − образованию, производству, экономике: материалы 74-й региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов / ред. Е. Я. Аршанский и др. Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2022.
  4. Горская И. Ю., Харитонова Л. Г., Хозяинова Д. А., Куценко Я. А. Морфогенетические основы индивидуальных различий и возможности их использования в физической культуре и спорте: монография. Омск: Изд-во СибГУФК, 2008.
  5. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). М.: Просвещение, 1983.
  6. Котова О. В. Личностно-ориентированные и социально-ориентированные подходы к образовательному процессу студентов-инвалидов // Высокий уровень качества образования как основа конкурентоспособности специалиста: сб. статей V региональной научно-практической конференции. Курск: КГПК, 2009.
  7. Куликова М. В., Руднева Л. В. Подготовка студентов к использованию современных физкультурно-спортивных сооружений для лиц с ОВЗ и инвалидов // Адаптивная физическая культура. 2018. № 2 (74).
  8. Махов А. С. Теория и практика управления развитием адаптивного спорта в России: монография. Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский гос. ун-т», 2013.
  9. Медведева Е. В. Биомеханические особенности броска мяча в баскетболе в условиях частичной сенсорной депривации // Физическая культура, здравоохранение и образование: материалы X международной научно-практической конференции, посвященной памяти В. С. Пирусского / под ред. В. Г. Шилько. Томск: Общество с ограниченной ответственностью «СТТ», 2016.
  10. Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс+, 2002.
  11. Павлюк Н. Б., Перевозчикова Е. В. Инновационные технологии при формировании двигательных навыков в баскетболе в целях повышения качества учебного процесса // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. № 4 (37).
  12. Савенко Е. И. Сенсорный мир на кончиках пальцев // Вестник практической психологии образования. 2022. Т. 19. № S3.
  13. Черкасов В. В., Ильиных В. В., Лапаев Е. А. Физкультурно-спортивная ориентация детей с ОВЗ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 1 (70).

Информация об авторах

Котова Ольга Владимировна

к. соц. н., доц.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Курский филиал

Уколова Галина Борисовна

доц

Юго-Западный государственный университет, г. Курск

Калюбаев Владимир Николаевич

доц.

Юго-Западный государственный университет, г. Курск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 февраля 2025.
  • Опубликована: 26 марта 2025.

Ключевые слова

  • сенсорный баскетбол
  • моторные навыки
  • студенты с особыми потребностями
  • адаптивная физическая культура
  • педагогическая методика
  • координация движений
  • инклюзивное образование
  • sensory basketball
  • motor skills
  • students with special needs
  • adaptive physical education
  • pedagogical methodology
  • coordination of movements
  • inclusive education

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)