• Научная статья
  • 2 апреля 2025
  • Открытый доступ

Ценностные основания профилактики неконструктивного рискового поведения подростков

Аннотация

Цель статьи – выявление ценностных оснований профилактики неконструктивного рискового поведения подростков, рассматриваемого в качестве добровольной деятельности, реализуемой в условиях неопределенности и возможной опасности наступления негативных медицинских, психологических, социальных последствий для жизни и здоровья в связи с вероятностью отрицательного исхода при достижении определенной цели. Анализируются источники, касающиеся ценностного обоснования профилактической деятельности применительно к неконструктивным рисковым поведенческим проявлениям у подростков. Научная новизна исследования состоит в конкретизации методологического обеспечения профилактики неконструктивного рискового поведения подростков на основе содержательного базиса аксиологического подхода, воплощенного в принципах гуманизации, социальности и природосообразности. В результате исследования выявлено, что ценностные ориентации, реализуемые в рамках методологического обоснования процесса профилактики неконструктивного рискового поведения подростков, позволили выделить существенные характеристики профилактической деятельности, воплощенные в названных принципах: развитие гармоничной личности, способной вступать в общение, сотрудничество в культуре и социуме для развития у подростка целостного представления о ценности жизни и здоровья в процессе становления личностных поведенческих стратегий (принцип гуманизации); формирование ценностей подрастающего поколения и их реализация исходя из потребностей и условий окружающей среды, с учетом социальной действительности, на основе социальных ценностей, рассматриваемых как социально одобряемые и приемлемые (принцип социальности); учет природных особенностей и уровня развития подростка при построении профилактической траектории для достижения прогнозируемого результата в виде закрепления у него поведенческих стратегий, направленных на бережное отношение к собственной жизни и собственному здоровью (принцип природосообразности). Такой подход будет интересен специалистам в области педагогики, организующим профилактическую работу с подростками, в том числе профилактику неконструктивного рискового поведения.

Источники

  1. Авдулова Т. П., Витковская Е. В., Поневаж Е. В. Рисковое поведение в юности: отклонение или норма? // Клиническая и специальная психология. 2013. Т. 2. № 3.
  2. Агафонова Г. З. О принципе природосообразности в современных подходах к обучению и воспитанию // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 99-1.
  3. Алёхин А. Н., Антонова Т. Д. Рисковое сексуальное поведение подростков // Семья в современном мире: сборник трудов всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2017.
  4. Бим-Бад Б. Д. Антропологическое основание теории и практики современного образования: очерк проблем и методов их решения: монография. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994.
  5. Братчикова Ю. В., Герасименко Ю. А., Лозгачева О. В., Галагузова Ю. Н., Югова Е. А. Нейропсихологический подход в профилактике деструктивного поведения подростков // Педагогическое образование в России. 2024. № 6.
  6. Бутарев Д. С. Виды рискового поведения современных подростков // Междисциплинарный подход к подготовке современного педагога: от теории к практике: сборник научных трудов молодых ученых. М.: Перспектива, 2023.
  7. Василенко В. А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии: сб. статей / под ред. А. Г. Харчева и др. М. – Л.: Наука, 1966.
  8. Вольвач Б. А., Паатова М. Э. Технология социальной работы по профилактике асоциального поведения детей с семей «группы риска» // Социальная работа в современном мире: теория и практика: сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Майкоп, 2024.
  9. Губанов Н. Н., Губанов Н. И., Денисова И. В., Яблочкина Т. В. Контингенциальный характер рискованного поведения и его детерминация // Гуманитарный вестник. 2018. № 12 (74).
  10. Губанов Н. Н., Губанов Н. И., Черемных Л. Г. Наука о сущности риска и характеристиках рисковой ситуации // Гуманитарный вестник. 2017. № 11 (61).
  11. Жданова Н. Е., Матвеева О. С. Рисковое поведение подростков в аспекте саморегуляции // Современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей: реализация права ребенка жить и воспитываться в семье: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: РГППУ, 2024.
  12. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.
  13. Колесникова И. А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория. Практика / под ред. В. Г. Воронцовой. СПб.: СПГУПМ, 1994.
  14. Кон И. Мальчик – отец мужчины. М.: Время, 2009.
  15. Маликова М. Г. Аксиологический подход в педагогике: современность и перспективы // Hominum. 2022. № 2.
  16. Москвина Е. В. Системный подход в профилактике неконструктивного рискового поведения подростков // Образование и общество. 2025. № 1 (150).
  17. Москвина Е. В., Рябова М. А. Рисковое поведение подростков: содержание понятия // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 94-1.
  18. Нуриева А. Р., Сафина С. Р. Принцип гуманизации в педагогическом образовании // Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы: материалы международной научно-практической конференции: в 2 ч. Вологда: Маркер, 2017. Ч. 2.
  19. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004.
  20. Поляруш А. А. Принцип природосообразности в современной дидактике // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 4-1 (67).
  21. Православский С. С. Принцип социальности и его трансформация в информационном обществе: дисс. … к. филос. н. Воронеж, 2015.
  22. Пургина Е. И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учеб. пособие. Екатеринбург, 2015.
  23. Рахимкулова А. С. Феномен рискового поведения – попытка концептуального описания // Медицинская психология. 2016. Т. 11. № 3.
  24. Сластенин В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / под ред. В. А. Сластенина. М.: МГПИ, 1982.
  25. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.
  26. Сотникова Д. С. Влияние психологических особенностей подростков на их рисковое поведение // Современная наука: проблемы, идеи, тенденции: материалы международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2020.
  27. Сычева Н. Б., Васягина Н. Н. Анализ подходов к исследованию саморазрушающего поведения // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика: материалы междунар. науч.-практ. конф. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017.
  28. Тенитилова К. С., Абаева С. М., Беляева В. Г. Принцип природосообразности в воспитании: история и современность // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 8-3 (110).
  29. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.
  30. Тугаринов В. П. Избранные философские труды / предисл. А. О. Бороноева. Л.: ЛГУ, 1988.

Информация об авторах

Москвина Елена Владимировна

к. пед. н.

Государственный университет просвещения, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 февраля 2025.
  • Опубликована: 2 апреля 2025.

Ключевые слова

  • неконструктивное рисковое поведение
  • поведение подростка
  • профилактика рискового поведения
  • аксиологический подход
  • ценность жизни и здоровья
  • non-constructive risk-taking behavior
  • adolescent behavior
  • prevention of risk-taking behavior
  • axiological approach
  • value of life and health

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)