Формирование управленческих компетенций в педагогической магистратуре посредством введения специализированной дисциплины «Проектирование управленческого процесса в сфере образования»
Аннотация
Цель исследования – обосновать необходимость формирования управленческих компетенций у магистрантов педагогических направлений на основе введения специализированной дисциплины «Проектирование управленческого процесса в сфере образования», интегрирующей принципы общей теории управления и системного анализа. В статье раскрыто применение принципов общей теории управления для решения задач подготовки управленческих кадров в образовании. Научная новизна подхода заключается в интеграции адаптированных к специфике образовательных процессов универсальных законов управления системами различной природы в образовательный процесс педагогической магистратуры. Это обеспечивает формирование у магистрантов управленческих компетенций, основанных не только на эмпирическом опыте, но и на проверенных принципах общей теории управления, что способствует эффективному применению системного подхода к управлению образовательными организациями. В результате разработано концептуальное обоснование учебной дисциплины «Проектирование управленческого процесса в сфере образования», сочетающей методологические основы общей теории управления и системного анализа. Опыт реализации дисциплины в Сибирском федеральном университете показал, что дисциплина способствует формированию у магистрантов целостного представления об образовательной организации как о сложной системе и ее управлении. В частности, мониторинг и анализ обратной связи от магистрантов, в том числе уже работающих в сфере образования, подтвердили практическую ценность дисциплины. Респонденты отмечают, что применение полученных знаний позволяет более эффективно выстраивать управленческие процессы и принимать обоснованные решения на основе системного анализа, особенно в вопросах распределения ресурсов и организации обратной связи. Предлагаемый подход способствует развитию аналитического и прогностического мышления, навыков принятия управленческих решений и системного подхода к решению задач в образовательной сфере.
Источники
- Бермус А. Г. Проблемы и перспективы постболонского реформирования системы высшего образования в России: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2025. Т. 10. Вып. 1. https://doi.org/10.30853/ped20250006
- Бордовский Г. А. Проблемы и задачи высшего педагогического образования на современном этапе развития страны // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6.
- Гутник И. Ю., Кандаурова А. В., Лучников В. А., Молодцева Ю. В., Пискунова Е. В. Трансформация педагогической магистратуры в условиях суверенизации российского образования // Мир науки, культуры и образования. 2024. № 4 (107).
- Качала В. В. Основы теории систем и системного анализа: учебное пособие для вузов. Изд-е 2-е изд., испр. М.: Горячая линия – Телеком, 2012.
- Новиков А. М., Новиков Д. А. Как модернизировать управление образованием // Народное образование. 2005. № 5.
- Новиков Д. А. Теория управления образовательными системами. М.: Народное образование, 2009.
- Остыловская О. А. Особенности обучения теории управления в педагогическом образовании // Лингвистика и медицина в контексте педагогического образования: материалы II Международной научной конференции (г. Красноярск, 27 марта 2024 г.) / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2024.
- Панин Е. Н., Невзоров М. Н. Модель педагогического обеспечения развития проектной компетентности будущих физических реабилитологов в процессе их подготовки в магистратуре // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 3. https://doi.org/10.30853/ped20240030
- Сафонова В. Ю. Подготовка магистров педагогического образования в области обеспечения безопасности образовательной организации: методические аспекты // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 5 (131).
- Шипилина Л. А. Обучение принятию управленческих решений в процессе подготовки менеджеров образования в магистратуре // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 1 (224).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 2 марта 2025.
- Опубликована: 8 апреля 2025.
Ключевые слова
- педагогическая магистратура
- управленческие компетенции
- общая теория управления
- системный анализ в образовании
- pedagogical master's degree
- managerial competencies
- general management theory
- systems analysis in education
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»