• Научная статья
  • 8 апреля 2025
  • Открытый доступ

Формирование управленческих компетенций в педагогической магистратуре посредством введения специализированной дисциплины «Проектирование управленческого процесса в сфере образования»

Аннотация

Цель исследования – обосновать необходимость формирования управленческих компетенций у магистрантов педагогических направлений на основе введения специализированной дисциплины «Проектирование управленческого процесса в сфере образования», интегрирующей принципы общей теории управления и системного анализа. В статье раскрыто применение принципов общей теории управления для решения задач подготовки управленческих кадров в образовании. Научная новизна подхода заключается в интеграции адаптированных к специфике образовательных процессов универсальных законов управления системами различной природы в образовательный процесс педагогической магистратуры. Это обеспечивает формирование у магистрантов управленческих компетенций, основанных не только на эмпирическом опыте, но и на проверенных принципах общей теории управления, что способствует эффективному применению системного подхода к управлению образовательными организациями. В результате разработано концептуальное обоснование учебной дисциплины «Проектирование управленческого процесса в сфере образования», сочетающей методологические основы общей теории управления и системного анализа. Опыт реализации дисциплины в Сибирском федеральном университете показал, что дисциплина способствует формированию у магистрантов целостного представления об образовательной организации как о сложной системе и ее управлении. В частности, мониторинг и анализ обратной связи от магистрантов, в том числе уже работающих в сфере образования, подтвердили практическую ценность дисциплины. Респонденты отмечают, что применение полученных знаний позволяет более эффективно выстраивать управленческие процессы и принимать обоснованные решения на основе системного анализа, особенно в вопросах распределения ресурсов и организации обратной связи. Предлагаемый подход способствует развитию аналитического и прогностического мышления, навыков принятия управленческих решений и системного подхода к решению задач в образовательной сфере.

Источники

  1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы постболонского реформирования системы высшего образования в России: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2025. Т. 10. Вып. 1. https://doi.org/10.30853/ped20250006
  2. Бордовский Г. А. Проблемы и задачи высшего педагогического образования на современном этапе развития страны // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6.
  3. Гутник И. Ю., Кандаурова А. В., Лучников В. А., Молодцева Ю. В., Пискунова Е. В. Трансформация педагогической магистратуры в условиях суверенизации российского образования // Мир науки, культуры и образования. 2024. № 4 (107).
  4. Качала В. В. Основы теории систем и системного анализа: учебное пособие для вузов. Изд-е 2-е изд., испр. М.: Горячая линия – Телеком, 2012.
  5. Новиков А. М., Новиков Д. А. Как модернизировать управление образованием // Народное образование. 2005. № 5.
  6. Новиков Д. А. Теория управления образовательными системами. М.: Народное образование, 2009.
  7. Остыловская О. А. Особенности обучения теории управления в педагогическом образовании // Лингвистика и медицина в контексте педагогического образования: материалы II Международной научной конференции (г. Красноярск, 27 марта 2024 г.) / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2024.
  8. Панин Е. Н., Невзоров М. Н. Модель педагогического обеспечения развития проектной компетентности будущих физических реабилитологов в процессе их подготовки в магистратуре // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 3. https://doi.org/10.30853/ped20240030
  9. Сафонова В. Ю. Подготовка магистров педагогического образования в области обеспечения безопасности образовательной организации: методические аспекты // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 5 (131).
  10. Шипилина Л. А. Обучение принятию управленческих решений в процессе подготовки менеджеров образования в магистратуре // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 1 (224).

Информация об авторах

Остыловская Оксана Анатольевна

к. пед. н., доц.

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Бурмакина Наталья Алексеевна

к. филол. н., доц.

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 марта 2025.
  • Опубликована: 8 апреля 2025.

Ключевые слова

  • педагогическая магистратура
  • управленческие компетенции
  • общая теория управления
  • системный анализ в образовании
  • pedagogical master's degree
  • managerial competencies
  • general management theory
  • systems analysis in education

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)