• Научная статья
  • 9 апреля 2025
  • Открытый доступ

Социокультурный профессионально-ориентированный проект по формированию знаний этикетных форм у иностранных студентов с использованием медиатекстов

Аннотация

Целью исследования является обоснование эффективности использования дидактического комплекса интерактивных заданий, построенных на основе медиатекстов, для формирования знаний этикетных форм вежливости на занятиях по русскому языку как иностранному. В статье демонстрируется ход реализации социокультурного профессионально-ориентированного проекта, формирующего этикетные лингвистические и экстралингвистические знания иностранных студентов направления «Лингвистика». Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые представлен социокультурный профессионально-ориентированный проект, направленный на формирование этикетных знаний на материалах медиатекстов. В результате экспериментальной работы установлено, что использование медиатекстов для формирования знаний этикетных форм вежливости имеет высокую эффективность.

Источники

  1. Барсегян К. М. Методика формирования социокультурной компетенции на занятиях по аудированию с использованием медиатекстов: курсовая индивидуальная форма обучения, начальный этап: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2019.
  2. Баско Н. В. Новые формулы речевого этикета в практике преподавания русского языка как иностранного // Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного: материалы международной научно-практической конференции (г. Москва, 20 мая 2021 г.). М.: Московский педагогический государственный университет, 2021.
  3. Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта. М., 2003.
  4. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, речеповеденческих тактик и сапиентемы. М.: Индрик, 2005.
  5. Жданова М. В. Формирование экстралингвистических знаний иностранных обучающихся политехнического вуза в процессе профессионально-ориентированной языковой подготовки: дисс. … к. пед. н. Пермь, 2024.
  6. Карасик В. И. Этикет и английский язык // Иностранные языки в школе. 1993. № 2.
  7. Корякина А. А., Пудова А. В. Межкультурная коммуникация в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76.
  8. Крысько В. Г. Этническая психология. Изд-е 10-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019.
  9. Кубрякова Е. С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004.
  10. Куличенко Ю. Н., Королевская Е. М. Обучение студентов стратегиям вежливости в процессе преподавания английского языка // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики в контексте межкультурной коммуникации: материалы I Всероссийской научно-практической онлайн-конференции (г. Орел, 25 марта 2021 г.). Орел: Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, 2021.
  11. Малкова М. В. Использование современных медиатекстов при формировании культурологических знаний на занятиях по русскому языку как иностранному // Искусство – диалог культур: сборник материалов VII международной научно-практической конференции (г. Грозный, 29-30 октября 2021 г.). Грозный: АЛЕФ, 2022.
  12. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Academia, 2000.
  13. Пыхина Н. В., Жарова А. М. Реализация коммуникативной категории вежливости в современном образовании // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и преподавания иностранных языков. 2017. № 13.
  14. Фаткуллина Ф. Г., Хабиров Р. Р. Медиатекст в современном коммуникативном пространстве // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1.
  15. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989.
  16. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков): автореф. дисс. … д. пед. н. М., 1990.
  17. Шагаль В. Э. Арабский мир: пути познания: межкультурная коммуникация и арабский язык / отв. ред. В. М. Алпатов. М.: Институт востоковедения Российской академии наук, 2001.

Информация об авторах

Жданова Мария Владимировна

к. пед. н.

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Пермякова Кристина Валерьевна

к. филол. н.

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 марта 2025.
  • Опубликована: 9 апреля 2025.

Ключевые слова

  • русский язык как иностранный
  • дидактический комплекс интерактивных заданий
  • этикетные формы вежливости
  • социокультурный профессионально-ориентированный проект
  • медиатексты
  • Russian as a foreign language
  • didactic complex of interactive tasks
  • etiquette forms of politeness
  • socio-cultural professionally-oriented project
  • media texts

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)