• Научная статья
  • 11 апреля 2025
  • Открытый доступ

Роль воспитательной системы школы-комплекса в формировании личности школьника (на примере сравнения воспитательных систем А. С. Макаренко и М. П. Щетинина)

Аннотация

Цель данного исследования – на основе сравнительного анализа воспитательных систем А. С. Макаренко и М. П. Щетинина выявить закономерности развития школы-комплекса и определить потенциал данной педагогической модели для проектирования современных воспитательных подходов. В статье представлены теоретические аспекты по рассматриваемой теме, связанные с организацией воспитательной работы, целями и задачами развития школы-комплекса. Показана роль воспитательной системы в образовательном процессе и ее влияние на формирование личности школьника. Рассмотрены виды воспитательных систем. Особое внимание уделено вопросу развития школы-комплекса как одной из перспективных моделей современного образовательного учреждения на примере педагогических систем А. С. Макаренко и М. П. Щетинина. Обобщены объединяющие системы факторы; показаны и принципиальные их различия, из которых наиболее значимыми являются философские учения. Новизна исследования состоит в том, что автор проводит сравнительный анализа двух воспитательных систем школы-комплекса, что дает возможность дальнейшего исследования этой воспитательной системы с целью ее развития и совершенствования. В результате исследования автор показывает изменения, произошедшие в воспитательной системе за почти вековой период; указывает, какие из компонентов, основным из которых выступает воспитательная цель, оказались более вариативными. Кроме того, впервые выявлена историческая динамика ключевых компонентов воспитательных систем школы-комплекса; обоснована диалектика преемственности педагогических идей; разработана типология различий воспитательных систем; установлены конкретные исторические закономерности развития воспитательных систем. В условиях изменений, происходящих в обществе, при формировании новых воспитательных систем и отработке деятельности уже действующих, автор предлагает еще раз обобщить и систематизировать опыт лучших педагогов и современных достижений педагогической науки, в том числе использовать результаты полученного исследования.

Источники

  1. Валеев А. А. Вальдорфская педагогика и ее реализация в практике школы: методические рекомендации для студентов педагогических вузов по истории образования и педагогической мысли. Казань: ТГГПУ, 2006.
  2. Ерёмина А. И. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А. С. Макаренко // А. С. Макаренко – человек, педагог, ученый, писатель: СССР, Россия, Урал: материалы 10-х Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2013.
  3. Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Новая школа, 1994.
  4. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! (Теория и практика воспитательных систем) М.: Новая школа, 1996.
  5. Макаренко А. С. Воспитание гражданина / сост. Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988.
  6. Макаренко А. С. Дисциплина и режим // Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / сост. Л. Ю. Гордин. М.: Педагогика, 1977. Т. 1.
  7. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / под ред. Г. С. Макаренко, В. Н. Колбановского. М.: Учпедгиз, 1947.
  8. Макаренко А. С. О воспитании. М.: Политиздат, 1990.
  9. Макаренко А. С. Общение с трудными детьми. М.: АСТ, 2014.
  10. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
  11. Макаренко А. С. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Правда, 1987. Т. 3.
  12. Миляева Л. М. Воспитательная деятельность классного руководителя: учебно-методическое пособие. М. – Астрахань: КНОРУС; АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016.
  13. Новикова Л. И. Воспитательная система А. С. Макаренко: современное прочтение. М.: ИТД «Перспектива», 2021.
  14. Новикова Л. И. Воспитательная система школы: проблемы и поиски. М.: Знание, 1989.
  15. Новикова Л. И. Теория и практика воспитательных систем Российского академического образования: в 2 кн. М.: ИТПиМИО, 1993. Кн. 2.
  16. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  17. Степанов Е. Н. Создание системы воспитания: формы, методы и приемы // Директор школы. 2001. № 2.
  18. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: этика коммунистического воспитания. Педагогическое наследие / сост. О. В. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1989.
  19. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М., 2011.
  20. Ходжаназаров А. К. Роль и место методов поощрения и наказания в педагогической системе А. С. Макаренко // Вестник педагогического университета. 2014. № 3 (58-2).
  21. Школа третьего тысячелетия. На пути к счастливому человеку (по трудам М. Щетинина) / сост. И. А. Бирич. М.: Амрита-Русь; ИД Шалвы Амонашвили, 2020.

Информация об авторах

Досигов Андрей Сергеевич

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 марта 2025.
  • Опубликована: 11 апреля 2025.

Ключевые слова

  • воспитательная система А. С. Макаренко
  • воспитательная система М. П. Щетинина
  • развитие школы-комплекса
  • типология воспитательных систем
  • формирование личности школьника
  • educational system of A. S. Makarenko
  • educational system of M. P. Shchetinin
  • development of the school-complex
  • typology of educational systems
  • formation of the personality of the student

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)