• Научная статья
  • 28 апреля 2025
  • Открытый доступ

Особенности формирования лексических и грамматических навыков на английском языке у учащихся старшей школы с учетом внутриязыковой интерференции

Аннотация

Целью работы является выявление особенностей формирования лексических и грамматических навыков у старшеклассников, изучающих английский язык в качестве первого иностранного языка, с учетом внутриязыковой интерференции. В статье рассматриваются проявления психолингвистического феномена внутриязыковой интерференции, в рамках которого в сознании обучающегося происходит взаимодействие форм и моделей, принадлежащих системе изучаемого иностранного языка, что впоследствии приводит к ошибкам. Также в исследовании анализируются особенности формирования лексических и грамматических навыков с учетом интерферирующего воздействия. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе представлен комплекс лексических и грамматических упражнений, выполнение которых позволит нивелировать влияние внутриязыковой интерференции у обучающихся старшего школьного возраста, осваивающих английский язык. Упражнения предназначены для каждого из этапов формирования лексических и грамматических навыков и соответствуют уровню учащихся старшей школы. В результате исследования установлено, что не во всех современных учебно-методических пособиях уделяется достаточно внимания вопросу преодоления внутриязыковой интерференции в английском языке, а потому данная проблема может решаться за счет внедрения преподавателем дополнительных упражнений (контрастивных, имитативных, подстановочных, трансформационных, репродуктивных и др.), позволяющих научиться различать контактирующие явления в рамках изучаемого языка.

Источники

  1. Баграмова Н. В., Соломина А. В. Роль интерлингвистических и интралингвистических процессов при изучении иностранного языка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 174.
  2. Барахта А. В. Интерферентные ошибки в освоении англоговорящими учащимися русской падежной системы (уровень А2-B1) // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2023. № 2.
  3. Бухтиярова С. А. Внутриязыковая грамматическая интерференция при обучении второму и третьему иностранному языку // Пражский лингвистический кружок и развитие лингвистики XX века (к 140-летию со дня рождения Вилема Матезиуса): материалы международной научно-практической конференции. М.: Перо, 2022.
  4. Колесников А. А. Критерии и нормы оценивания в рамках текущего контроля обучения иностранному языку в 10-11 классах на базовом уровне // Иностранные языки в школе. 2024. № 5.
  5. Копыловская М. Ю. Лингводидактический потенциал коммуникативных ошибок в обучении официально-деловой письменной коммуникации на английском языке: для студентов гуманитарных специальностей: дисс. … к. пед. н. СПб., 2005.
  6. Петрова Е. С. Внутриязыковая интерференция и внутриязыковые ошибки в английском языке // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей LXI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022.
  7. Ризамухамедова Г. Б. Внутриязыковая и межъязыковая интерференции при обучении русскому языку // Строительство и образование. 2024. № 3.
  8. Розанова С. П. Динамика внутриязыковой лексической интерференции и ее нейтрализация // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2009. № 1.
  9. Тагильцева А. В. Интеграция критического мышления в процесс изучения лексики английского языка // Endless light in science. 2024. № 31.
  10. Фомиченко А. С., Брискер М. В. К вопросу о классификации переводческих ошибок студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3.
  11. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986.
  12. Щукин А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М.: ИКАР, 2011.
  13. Nazarova S. A. On the issues of overcoming interlingual and intralingual interference in teaching Chinese to students: lexical and grammatical aspect // Modern Oriental Studies. 2021. Vol. 3. № 3.

Информация об авторах

Золотая Елизавета Леонидовна

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 апреля 2025.
  • Опубликована: 28 апреля 2025.

Ключевые слова

  • лексический навык
  • грамматический навык
  • этапы формирования навыка
  • внутриязыковая интерференция
  • учащиеся старшей школы
  • lexical skill
  • grammatical skill
  • stages of skill development
  • intralingual interference
  • high school students

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)