• Научная статья
  • 28 апреля 2025
  • Открытый доступ

Технология контекстного обучения при формировании межкультурной компетенции у иностранных военнослужащих на занятиях по русскому языку (на примере текстов о специальной военной операции на Украине)

Аннотация

Цель исследования заключается в обосновании необходимости и эффективности применения технологии контекстного обучения для формирования межкультурной компетенции в процессе обучения иностранных военных специалистов русскому языку. В статье доказывается важность формирования у иностранных обучающихся истинного представления о месте России в мире, её истории, культуре, причинах и целях проведения специальной военной операции (СВО) на Украине. Описана система работы на занятиях по русскому языку как иностранному с применением текстов о ходе специальной военной операции, позволяющая использовать официальную информацию о данной военной операции на этапе закрепления, обобщения и повторения изученного языкового материала. Новизна исследования заключается в объекте исследования и применении в образовательном процессе текстов об СВО на Украине, а также разработке системы заданий к данным текстам. В результате выполнения исследования доказано, что ежедневная лингвистическая работа преподавателей русского языка как иностранного с материалами информационных бюллетеней Вооружённых сил Российской Федерации формирует у иностранных обучающихся понимание действий нашей страны в период проведения СВО на Украине, способствует выстраиванию положительного образа России, а также появлению чувства уважения к стремлению России защищать свои национальные интересы в мире.

Источники

  1. Анохина Э. Н. Формирование социокультурного компонента на занятиях русского языка как иностранного в свете специальной военной операции // Русский язык в военном вузе. 2023. № 1 (9).
  2. Анохина Э. Н., Павлова Т. С. Технология критического мышления и проектная технология в формировании навыков говорения и письма в РКИ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 2.
  3. Бесценная В. В., Федяева Е. В. Методические рекомендации по использованию кейс-технологии на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере кейса «Путешествие моей мечты») // Инновационное образование и экономика. 2015. Т. 1. № 18 (18).
  4. Бесценная В. В., Федяева Е. В. Особенности использования кейс-метода при обучении русскому языку как иностранному // Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2014. № 1 (2).
  5. Веребеев Т. Н. Воспитание иностранных курсантов в российских военных вузах: педагогические пути формирования отношения к Российской Федерации // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2024. № 1 (42).
  6. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд-е 7-е. М.: Издательство ЛКИ, 2010.
  7. Корнев В. А., Мурашкина О. В. Межкультурная коммуникация с позиций лингвистики, экстралингвистики и социальной психологии // Язык и текст. 2021. Т. 8. № 2.
  8. Павлова Т. С. Квест как метод активного обучения русскому языку как иностранному в военном вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 10.
  9. Павлова Т. С., Родина Н. А. Методика преподавания русского языка как иностранного: военно-политический аспект: учебно-методическое пособие. М.: Военный университет, 2024.
  10. Панько Л. Н. Культуросообразная парадигма русского языка как иностранного: довузовский этап обучения // Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин: материалы докладов и сообщений XХV международной научно-методической конференции. СПб., 2020.
  11. Пассов Е. И. Методика как наука будущего. Краткая версия новой концепции. СПб.: Златоуст, 2015.
  12. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010.
  13. Токарева Т. Е., Краснопёрова Л. С., Вискова И. В., Сидорова О. Ю. Лингводидактическая стратегия обучения русскому языку как иностранному на этапе довузовской подготовки: монография. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Военный университет, 2024.
  14. Хрипункова О. В. Применение видеоматериалов на занятиях по русскому языку как иностранному (РКИ) // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: сборник материалов VI Международной научно-методической конференции / отв. ред. Е. А. Пляскова. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2020.
  15. Цымбалюк Е. И. Формирование межкультурной компетенции студентов филологических факультетов вузов Республики Молдова средствами русской литературы: дисс. … к. пед. н. М., 2020.

Информация об авторах

Анохина Эля Николаевна

к. пед. н., доц.

Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва

Павлова Татьяна Сергеевна

к. филол. н.

Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 марта 2025.
  • Опубликована: 28 апреля 2025.

Ключевые слова

  • русский язык как иностранный
  • технология контекстного обучения
  • межкультурная компетенция
  • иностранные военнослужащие
  • специальная военная операция на Украине
  • Russian as a foreign language
  • contextual learning technology
  • intercultural competence
  • foreign military personnel
  • special military operation in Ukraine

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)