Модель формирования успешности обучения иностранных граждан в социально-культурной среде подготовительного факультета классического университета
Аннотация
Целью исследования выступает разработка структуры и содержания модели формирования успешности обучения иностранных граждан в социокультурной среде подготовительного факультета классического университета как первой ступени университетского обучения иностранных граждан. В статье содержательно уточнено понятие «успешность обучения иностранных граждан», представлена авторская модель формирования успешности обучения иностранных граждан в социокультурной среде подготовительного факультета классического университета. Научная новизна исследования заключается в определении принципов моделирования образовательного процесса, ориентированного на формирование успешности обучения (принципы сбалансированности компонентов успешности, динамичности и открытости, прогностичности и измеримости, персонализации), теоретическом обосновании и разработке модели формирования успешности обучения иностранных граждан в социально-культурной среде подготовительного факультета классического университета. В отличие от существующих подходов и моделей, акцентирующих внимание преимущественно на языковой подготовке или социокультурной адаптации, предложенная модель интегрирует академические достижения, показатели социокультурной адаптации, а также мотивационно-личностные показатели, обеспечивая комплексное воздействие на процесс адаптации и обучения иностранных студентов. Модель включает в свою структуру четыре блока: академический, социокультурный, блок изучения русского языка как иностранного, блок стратегии персонализированной поддержки иностранных обучающихся.
Источники
- Айбазова М. Ю. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 1 (34).
- Бондаренко В. В., Полутин С. В., Юдина В. А., Танина М. А., Лескина О. Н. Привлекательность российских вузов среди иностранных студентов в условиях глобальной конкуренции рынка образовательных услуг // Интеграция образования. 2022. № 1 (106).
- Борисова Е. В. Обеспечение успеха в образовательной деятельности иностранных студентов, обучающихся на основных факультетах // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4 (56).
- Губин В. А., Гайворонская И. Б., Сидорова И. А. Учебные мотивы и успешность обучения студентов университета: сущность, содержание и динамика взаимообусловленности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 2 (74).
- Иванова Г. П., Ширкова Н. Н., Логвинова О. К. Иностранный студент в российском вузе: монография. М.: Русайнс, 2022.
- Кобзарь Т. А., Кузнецова А. А. Критерии успешности учебной деятельности в подростковом возрасте // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. № 4 (7).
- Овсянникова И. Г., Терещенко Т. М. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 3 (126).
- Пугачев И. А., Будильцева М. Б., Варламова И. Ю. Адаптация иностранных учащихся к условиям обучения в российском вузе: комплексный подход // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2018. № 2.
- Урванцева Н. Г. Образовательная среда вуза в социокультурной адаптации иностранных студентов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 3.
- Шимкович Е. Д., Махмутова Г. Ф., Муратова Г. З., Мухаметов А. Р. Успеваемость иностранных учащихся как показатель когнитивно-деятельностного компонента успешности при разных формах обучения // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-1.
- Novgorodtseva A. N., Belyaeva E. A.Internationalization of higher education in Russia: sociocultural interaction of students from the BRICS countries (Russia, China) // Perspectives of Science and Education. 2020. No. 3 (45).
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках научного проекта «Концепция успешности университетского обучения иностранных граждан в вузах Российской Федерации на примере Казанского (Приволжского) федерального университета» и выполнена за счет гранта Академии наук Республики Татарстан, предоставленного молодым кандидатам наук (постдокторантам) с целью защиты докторской диссертации, выполнения научно-исследовательских работ, а также трудовых функций в научных и образовательных организациях Республики Татарстан в рамках Государственной программы Республики Татарстан «Научно-технологическое развитие Республики Татарстан».
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 23 марта 2025.
- Опубликована: 7 мая 2025.
Ключевые слова
- успешность обучения
- иностранные граждане
- социокультурная среда
- подготовительный факультет
- классический университет
- академическая успеваемость
- learning success
- foreign citizens
- socio-cultural environment
- pre-university courses
- classical university
- academic performance
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»