• Научная статья
  • 14 мая 2025
  • Открытый доступ

Моделирование музыкальных занятий как стратегия адаптации детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в контексте инклюзивного образования

Аннотация

Цель исследования – проектирование модели музыкальных занятий для малой инклюзивной группы семейного типа с детьми дошкольного возраста в условиях домашней образовательной среды, обоснование необходимости реализации данной модели в процессе коррекционно-развивающей работы с семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Высказано предположение, что моделирование музыкальных занятий может рассматриваться как стратегия адаптации детей дошкольного возраста с РАС к дальнейшему обучению в общеобразовательной школе, если в качестве организационно-педагогических условий модели музыкальных занятий реализуются интегративный подход к обучению музыке, игровое моделирование учебных ситуаций и сетевые интерактивно-цифровые технологии. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем описан алгоритм музыкальных занятий для малой инклюзивной группы семейного типа (с ребенком с РАС) в условиях домашней образовательной среды. Представлен механизм коррекционно-развивающей работы педагога-музыканта на примере музыкальных занятий для малой инклюзивной группы семейного типа (с ребенком с РАС) в условиях домашней образовательной среды. Предложены пути и способы организации музыкальных занятий в семьях, находящихся в схожих жизненных ситуациях. Фокус внимания автора концентрируется на проектировании модели музыкальных занятий как стратегии формирования навыков социальной адаптации у детей с РАС в контексте инклюзивного образования: обучение музыке проходит в условиях домашней образовательной среды, способ преподнесения учебного материала трансформируется в соответствии с технологиями игрового моделирования, в качестве материально-технического обеспечения образовательного процесса реализуется программа Soft way to Mozart, учебные инструменты и материалы подобраны в соответствии с возможностями ребенка с РАС. В результате разработана модель музыкальных занятий для малой инклюзивной группы семейного типа с детьми дошкольного возраста в условиях домашней образовательной среды.

Источники

  1. Баданина Л. А. Применение современных музыкально-компьютерных образовательных программ в процессе преподавания клавишного синтезатора («Soft way to Mozart») // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88).
  2. Баенская Е. Р. Ранняя диагностика и коррекция РАС в русле эмоционально-смыслового подхода // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 2.
  3. Кожурова А. А., Неустроева С. В. Организация группы абилитации семейного типа для детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84).
  4. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма // Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.
  5. Маряч А. Ю. Особенности организации музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в контексте современных авторских музыкально-педагогических технологий и методик // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2025. Т. 10. Вып. 2. https://doi.org/10.30853/ped20250030
  6. Мелешкевич О. В., Эрц Ю. М. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. Самара: Бахрах-М, 2023.
  7. Меснянкина К. К., Сарелайнен А. И., Анищенко С. И., Калинин К. Б. Связь комплекса психических функций с формированием навыка распознавания эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 4. https://doi.org/10.17759/autdd.2020180402
  8. Морозов С. А. О современном дошкольном образовании детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 2. https://doi.org/10.17759/autdd.202321020
  9. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2007.
  10. Суетина О. П. Игровые занятия в малой инклюзивной группе как средство помощи детям раннего возраста с признаками расстройства аутистического спектра // Альманах Института коррекционной педагогики. 2022. № 48.
  11. Хайнер Е. В. Инклюзивное музыкальное образование: методические рекомендации применения программы «Soft way to Mozart» для особенных детей // Праздник и повседневность в жизни особенного ребенка: материалы XXIV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: Праздник и повседневность» (г. Санкт-Петербург, 19-21 апреля 2017 г.). СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2017.

Благодарность

Автор выражает глубокую благодарность членам редакционного совета и редакционной коллегии журнала за ценные замечания и конструктивную помощь при подготовке статьи к публикации.

Информация об авторах

Маряч Анастасия Юрьевна

к. пед. н.

Пензенский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 марта 2025.
  • Опубликована: 14 мая 2025.

Ключевые слова

  • дети с расстройствами аутистического спектра
  • ранний детский аутизм
  • навыки социальной адаптации
  • организация музыкальных занятий в малой инклюзивной группе семейного типа
  • моделирование музыкальных занятий
  • программа Soft way to Mozart
  • children with autism spectrum disorders
  • early childhood autism
  • social adaptation skills
  • organization of music lessons in a small, family-type inclusive group
  • modeling of music lessons
  • Soft way to Mozart program

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)