• Научная статья
  • 15 мая 2025
  • Открытый доступ

Теоретико-методологические основы формирования взаимопонимания между российскими и иностранными обучающимися общеобразовательных организаций

Аннотация

В статье рассматривается проблема поиска новых механизмов организации взаимодействия между обучающимися общеобразовательных организаций разных национальных принадлежностей. Целью исследования выступает создание модели формирования взаимопониманий между российскими и иностранными несовершеннолетними обучающимися в общеобразовательных организациях на основе выявленных предпосылок и условий формирования взаимопонимания между российскими и иностранными несовершеннолетними обучающимися в общеобразовательных организациях. В качестве научной идеи выдвигается тезис о том, что устойчивое и непротиворечивое взаимодействие между российскими и иностранными обучающимися может быть организовано на основе сформированности взаимопонимания. Научная новизна нашего исследования заключается в следующем: уточнено понятие взаимопонимания между российскими и иностранными обучающимися; создана модель формирования взаимопонимания на основе российских духовно-нравственных ценностей между российскими и иностранными обучающимися в общеобразовательных организациях. Раскрывается педагогическая сущность взаимопонимания как ситуации определения совместности и взаимности достижения целей, согласования мотивов и действий. Определены ресурсы аксиологического подхода в формировании взаимопонимания, показаны основания для осознания взаимопонимания как ценности. Доказано, что применение аксиологического подхода позволяет создавать условия для диалога, уважения и поддержки, необходимых для успешного взаимопонимания учащихся разных культур. Раскрыты этапы формирования взаимопонимания в ученическом коллективе.

Источники

  1. Абдрахманова В. Б. Адаптация и интеграция детей мигрантов в контексте государственной миграционной политики // Культура и природа политической власти: теория и практика: сборник научных трудов. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023.
  2. Артемова Л. В. Русская литература XVIII века как важный этап в становлении национального самосознания русского общества // Диалог культур и цивилизаций: сборник трудов III Международной научно-практической конференции. М.: Московский государственный лингвистический университет, 2022.
  3. Байрол А. Л. Интеграция детей из семей мигрантов в школах России и за рубежом // Актуальные проблемы социогуманитарного образования: сборник статей. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2024.
  4. Бекирова Н. В. Приобщение к семейным ценностям в урочной и внеурочной деятельности // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2024: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом “Среда”», 2024.
  5. Бермус А. Г., Гукаленко О. В., Пустовойтов В. Н., Сериков В. В. Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям во внеурочной деятельности: от теории к практике // Мир университетской науки: культура, образование. 2022. № 8.
  6. Васильева Е. А. Инклюзивное образование и педагогика согласия // Специальное образование. 2023. № 4.
  7. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Юрайт, 2025.
  8. Гукаленко О. В., Ткач Л. Т. Организационные формы реализации поликультурного содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 4 (77).
  9. Гуляевская Н. В., Киселева Е. В., Лаврентьева З. И., Лаврентьева О. А., Леонова Е. Е., Шабанов А. Г. Социально-педагогическое сопровождение иностранных несовершеннолетних обучающихся, плохо владеющих русским языком: коллективная монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2024.
  10. Деминцева Е. Б. Этничность в школах: восприятие детей мигрантов из Средней Азии в мультикультурной среде российских городов // Современный расизм: идеология и практика: сборник статей. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2022.
  11. Козлов Д. С. Цифровая педагогика согласия: новые горизонты // Педагогическая наука и образование. 2024. № 1.
  12. Кузнецова М. О. Формирование стратегии и механизма взаимодействия участников цифровых платформ // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2022. № 13.
  13. Лаврентьева З. И. Социализация несовершеннолетних иностранных граждан, плохо владеющих русским языком // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2024.
  14. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2005.
  15. Матвеева О. С. Организация социокультурной работы с детьми мигрантами // Пенитенциарная наука: вопросы теории и практики: сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава ВИПЭ ФСИН России: в 2 ч. Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2023. Ч. 1.
  16. Олешков М. Ю., Уваров В. М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М.: Компания Спутник+, 2006.
  17. Петров А. Н. Педагогика согласия в современном образовании // Педагогическое образование. 2022. № 1.
  18. Рубцов В. В. Развитие и обучение в контексте социальных взаимодействий: Л. Выготский vs Ж. Пиаже // Культурно-историческая психология. 2024. Т. 20. № 1.
  19. Собкин В. С. Подросток о нормах и рисках сетевого взаимодействия // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2023. Т. 23. № 1.
  20. Старостина Ю. С. Аксиологическая общность и аксиологическое противоречие как основа коммуникативного взаимодействия // Язык − текст − дискурс: дискурсивное измерение языковых процессов: сборник научных статей по материалам VIII международной научной конференции. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2022.
  21. Тихомиров С. Н. Педагогическая антропология. Словарь. М.: Каф. педагогики МУ МВД России, 2006.
  22. Худякова Н. Л. Система личностных ценностей как цель воспитания: аксиологический подход // Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 4 (486).
  23. Целенко А. О. Методика изучения места образования в системе социальных ценностей современной молодежи: подготовка программы, плана и маршрута исследования // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Брянск: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 2021.

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-03-2025-062/1 от 19.03.2025 по теме «Подготовка к работе с детьми с миграционной историей».

Информация об авторах

Рыбась Владимир Андреевич

Новосибирский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 21 апреля 2025.
  • Опубликована: 15 мая 2025.

Ключевые слова

  • дети с миграционной историей
  • иностранные обучающиеся
  • образовательная организация
  • аксиологический подход
  • традиционные российские духовно-нравственные ценности
  • children with migration history
  • oreign students
  • educational organization
  • axiological approach
  • traditional Russian spiritual and moral values

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)