Развитие готовности учителей физики, химии и биологии к использованию дистанционных образовательных технологий в профессиональной деятельности: организационно-педагогические условия
Аннотация
В статье рассматривается проблема интеграции цифровых технологий в отечественную образовательную практику, в частности подготовка учителей естественнонаучных предметов к использованию дистанционных образовательных технологий. Целью исследования является разработка, обоснование и экспериментальная проверка эффективности комплекса организационно-педагогических условий, направленных на формирование профессиональной компетентности учителей естественно-научных предметов в сфере применения дистанционных образовательных технологий. Научная новизна работы заключается в раскрытии сущности профессиональной компетентности учителей физики, химии и биологии в области использования дистанционных образовательных технологий и определении ее структурных составляющих. Основываясь на выявленных противоречиях между нормативными требованиями к цифровой компетентности педагогов и их фактической подготовкой, был сформирован комплекс организационно-педагогических условий, включающих организационно-методические и содержательно-технологические компоненты. В результате проведенного педагогического эксперимента было установлено, что внедрение разработанного комплекса организационно-педагогических условий способствует росту уровня сформированности профессиональной компетентности в сфере дистанционных технологий обучения у студентов педагогического направления (математика и физика). Актуальным направлением дальнейших исследований является проведение эксперимента на более репрезентативной выборке для верификации и уточнения полученных данных.
Источники
- Анисимова Э. С., Ибатуллин Р. Р. Формирование информационной компетентности будущих учителей биологии и химии в процессе изучения дисциплины «Дистанционные технологии в образовании» // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6.
- Базаева Ф. У., Баталова Ф. К., Карпенко А. В. Организационно-педагогические условия эффективного профессионального развития студентов в условиях высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 6 (109).
- Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект. М.: Владос, 2004.
- Бороненко Т. А., Федотова В. С. Исследование цифровой компетентности педагогов в условиях цифровизации образовательной среды школы // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. № 1.
- Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.
- Галкина О. В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № 6-2.
- Зверева М. В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. 1987. № 1.
- Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. № 3.
- Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дисс. … д. пед. н. Челябинск, 2000.
- Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р., Новикова О. Н. Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя российской школы // Образование и наука. 2010. № 7.
- Найн А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. 1995. № 5.
- Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2002.
- Переверзев М. В. Теоретико-методологические основы формирования полифункциональной профессиональной компетентности будущих магистров в сфере гостиничного сервиса и туризма: дисс. … д. пед. н. Ялта, 2022.
- Сапрыкина Д. И., Волохович А. А. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020.
- Селевко Г. К. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа. 2004. № 3.
- Фарманова Б. А. Развитие цифровой компетентности преподавателей гуманитарных дисциплин в условиях дистанционного образования // Бюллетень науки и практики. 2021. № 6.
- Шульга И. И. Особенности профессиональной деятельности учителя в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2022. № 3 (23).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 14 марта 2025.
- Опубликована: 16 мая 2025.
Ключевые слова
- дистанционные образовательные технологии
- профессиональная компетентность
- учителя естественно-научных предметов
- физика, химия, биология
- цифровизация образования
- организационно-педагогические условия
- distance learning technologies
- professional competence
- science teachers
- physics, chemistry, biology
- digitalization of education
- organizational and pedagogical conditions
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»