• Научная статья
  • 16 мая 2025
  • Открытый доступ

Развитие готовности учителей физики, химии и биологии к использованию дистанционных образовательных технологий в профессиональной деятельности: организационно-педагогические условия

Аннотация

В статье рассматривается проблема интеграции цифровых технологий в отечественную образовательную практику, в частности подготовка учителей естественнонаучных предметов к использованию дистанционных образовательных технологий. Целью исследования является разработка, обоснование и экспериментальная проверка эффективности комплекса организационно-педагогических условий, направленных на формирование профессиональной компетентности учителей естественно-научных предметов в сфере применения дистанционных образовательных технологий. Научная новизна работы заключается в раскрытии сущности профессиональной компетентности учителей физики, химии и биологии в области использования дистанционных образовательных технологий и определении ее структурных составляющих. Основываясь на выявленных противоречиях между нормативными требованиями к цифровой компетентности педагогов и их фактической подготовкой, был сформирован комплекс организационно-педагогических условий, включающих организационно-методические и содержательно-технологические компоненты. В результате проведенного педагогического эксперимента было установлено, что внедрение разработанного комплекса организационно-педагогических условий способствует росту уровня сформированности профессиональной компетентности в сфере дистанционных технологий обучения у студентов педагогического направления (математика и физика). Актуальным направлением дальнейших исследований является проведение эксперимента на более репрезентативной выборке для верификации и уточнения полученных данных.

Источники

  1. Анисимова Э. С., Ибатуллин Р. Р. Формирование информационной компетентности будущих учителей биологии и химии в процессе изучения дисциплины «Дистанционные технологии в образовании» // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6.
  2. Базаева Ф. У., Баталова Ф. К., Карпенко А. В. Организационно-педагогические условия эффективного профессионального развития студентов в условиях высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 6 (109).
  3. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект. М.: Владос, 2004.
  4. Бороненко Т. А., Федотова В. С. Исследование цифровой компетентности педагогов в условиях цифровизации образовательной среды школы // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. № 1.
  5. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.
  6. Галкина О. В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № 6-2.
  7. Зверева М. В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. 1987. № 1.
  8. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. № 3.
  9. Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дисс. … д. пед. н. Челябинск, 2000.
  10. Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р., Новикова О. Н. Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя российской школы // Образование и наука. 2010. № 7.
  11. Найн А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. 1995. № 5.
  12. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2002.
  13. Переверзев М. В. Теоретико-методологические основы формирования полифункциональной профессиональной компетентности будущих магистров в сфере гостиничного сервиса и туризма: дисс. … д. пед. н. Ялта, 2022.
  14. Сапрыкина Д. И., Волохович А. А. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020.
  15. Селевко Г. К. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа. 2004. № 3.
  16. Фарманова Б. А. Развитие цифровой компетентности преподавателей гуманитарных дисциплин в условиях дистанционного образования // Бюллетень науки и практики. 2021. № 6.
  17. Шульга И. И. Особенности профессиональной деятельности учителя в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2022. № 3 (23).

Информация об авторах

Кучер Борис Дмитриевич

Севастопольский государственный университет

Дегтяр Алексей Дмитриевич

Севастопольский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 марта 2025.
  • Опубликована: 16 мая 2025.

Ключевые слова

  • дистанционные образовательные технологии
  • профессиональная компетентность
  • учителя естественно-научных предметов
  • физика, химия, биология
  • цифровизация образования
  • организационно-педагогические условия
  • distance learning technologies
  • professional competence
  • science teachers
  • physics, chemistry, biology
  • digitalization of education
  • organizational and pedagogical conditions

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)