Социально-педагогическое сопровождение ветеранов и участников специальной военной операции в просветительской деятельности с детьми и молодежью (на примере проекта «Педагогическая мастерская»)
Аннотация
Цель исследования – разработка инструментов социально-педагогического сопровождения ветеранов и участников специальной военной операции в подготовке к педагогической и просветительской деятельности с детьми и молодежью. В статье рассматривается проект «Педагогическая мастерская», реализуемый в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского в сотрудничестве с общественными организациями и Государственным фондом поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества». Научная новизна исследования заключается в разработке и внедрении образовательного проекта «Педагогическая мастерская для ветеранов и участников СВО», реализуемого в контексте комплексной программы «Обучение служением». Проект направлен на обучение ветеранов и участников СВО педагогической и просветительской деятельности с детьми и молодежью, что ориентировано на формирование универсальных педагогических компетенций у данной категории слушателей и способствует их социальной реадаптации и реинтеграции в общество. Результаты исследования показывают, что апробированные в ходе реализации проекта средства социально-педагогического сопровождения помогают ветеранам преодолевать трудности, связанные с недостаточной готовностью к педагогической деятельности, и развивать навыки для эффективного взаимодействия с молодежной аудиторией. В рамках проекта также планируется подготовка к преподаванию нового школьного предмета «Основы безопасности и защиты Родины», подчеркивающего актуальность государственной инициативы.
Источники
- Андреева И. А., Белоконь-Пожарицкая Н. А. Особенности гражданско-патриотической направленности современной молодежи // Обзор педагогических исследований. 2024. Т. 6. № 7.
- Белоконь А. Р., Шашлова А. О., Нестерова Н. В. Социальные гарантии для участников СВО: комплексный анализ регулирования и пути оптимизации // Вестник науки. 2024. Т. 5. № 12-1 (81).
- Бонкало Т. И. Комплексная реабилитация участников специальной военной операции на Украине: дайджест январь-февраль 2023. М.: Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 2023.
- Григорян Д. К., Кондратенко Е. Н., Пилягин Н. В. Патриотическое воспитание молодежи как инструмент противодействия экстремизму // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4.
- Гурьянчик В. Н. Роль семьи в адаптации и реадаптации участника боевых действий // Психологическое благополучие современной семьи: сборник научных материалов международной конференции. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2024.
- Дарган А. А., Сальникова О. Д. Потребность лиц с инвалидностью, приобретенной во время участия в специальной военной операции, в получении профессионального образования и профессиональной переподготовке // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024. № 5 (104).
- Кикнадзе В. Г. К вопросу об участии ветеранов спецоперации в обучении и патриотическом воспитании граждан России // Военная безопасность России: взгляд в будущее: материалы 8-й Международной межведомственной научно-практической конференции научного отделения № 10 Российской академии ракетных и артиллерийских наук: в 3 т. М.: Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 2023. Т. 2.
- Корякин В. М. Государственный фонд «Защитники Отечества» как специальный субъект военно-социальной политики Российской Федерации // Военное право. 2024. № 3 (85).
- Кочетова С. А., Зябрева С. Э. Формирование гражданско-патриотической и культурной идентичности студентов в условиях расширения единого образовательного пространства Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2025. № 1.
- Мельниченко В. В. Ресурсы адаптации к травматическим стрессорам у комбатантов − участников СВО // Журнал психиатрии и медицинской психологии. 2023. № 2 (62).
- Методология единого образовательного пространства подготовки педагогов: коллективная монография / науч. ред. И. Ю. Тарханова. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2022.
- Миненко К. О., Миненко А. О. Система мер ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации помилованных участников специальной военной операции // Философия права. 2023. № 3 (106).
- Ожерельева И. Г., Исаев Д. А. Информационно-психологическая война против Российской Федерации до начала и в ходе специальной военной операции на Украине // Военный академический журнал. 2023. № 1 (37).
- Проценко С. А., Цаплин Е. В. Проблемы адаптации ветеранов СВО к гражданской жизни // Личность: ресурсы и потенциал. 2024. № 4 (24).
- Старовойтова Ж. А. Развитие педагогических ценностей в процессе профессиональной переподготовки участников СВО // Инновационные процессы в профессиональном образовании и его ценностно-смысловые ориентиры: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Луганск: Луганский государственный педагогический университет; ИП Орехов Д. А., 2024.
- Филимонов О. В. Использование потенциала фронтовиков для обновления управленческих кадров: прошлое и современность // Власть. 2024. Т. 32. № 3.
- Цивилева А. Е. Стратегические подходы в формировании многополярного мира на основе совершенствования деятельности государственного фонда «Защитники Отечества» // Формирование многополярного мира: вызовы и перспективы: сборник докладов XI Московского юридического форума (XXIV Международной научно-практической конференции): в 3 ч. М.: Издательский центр Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2024. Ч. 1.
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на НИР (№ 1024122500029-6-5.3.1) по теме «Подготовка ветеранов и участников СВО к педагогической деятельности по реализации предмета “Основы безопасности и защиты Родины”».
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 28 марта 2025.
- Опубликована: 16 мая 2025.
Ключевые слова
- ветераны и участники специальной военной операции
- дети и молодежь
- просветительская деятельность
- социально-педагогическое сопровождение
- универсальные педагогические компетенции
- veterans and participants of the special military operation
- children and youth
- educational activities
- socio-pedagogical support
- universal pedagogical competencies
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»