• Научная статья
  • 16 мая 2025
  • Открытый доступ

Социально-педагогическое сопровождение ветеранов и участников специальной военной операции в просветительской деятельности с детьми и молодежью (на примере проекта «Педагогическая мастерская»)

Аннотация

Цель исследования – разработка инструментов социально-педагогического сопровождения ветеранов и участников специальной военной операции в подготовке к педагогической и просветительской деятельности с детьми и молодежью. В статье рассматривается проект «Педагогическая мастерская», реализуемый в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского в сотрудничестве с общественными организациями и Государственным фондом поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества». Научная новизна исследования заключается в разработке и внедрении образовательного проекта «Педагогическая мастерская для ветеранов и участников СВО», реализуемого в контексте комплексной программы «Обучение служением». Проект направлен на обучение ветеранов и участников СВО педагогической и просветительской деятельности с детьми и молодежью, что ориентировано на формирование универсальных педагогических компетенций у данной категории слушателей и способствует их социальной реадаптации и реинтеграции в общество. Результаты исследования показывают, что апробированные в ходе реализации проекта средства социально-педагогического сопровождения помогают ветеранам преодолевать трудности, связанные с недостаточной готовностью к педагогической деятельности, и развивать навыки для эффективного взаимодействия с молодежной аудиторией. В рамках проекта также планируется подготовка к преподаванию нового школьного предмета «Основы безопасности и защиты Родины», подчеркивающего актуальность государственной инициативы.

Источники

  1. Андреева И. А., Белоконь-Пожарицкая Н. А. Особенности гражданско-патриотической направленности современной молодежи // Обзор педагогических исследований. 2024. Т. 6. № 7.
  2. Белоконь А. Р., Шашлова А. О., Нестерова Н. В. Социальные гарантии для участников СВО: комплексный анализ регулирования и пути оптимизации // Вестник науки. 2024. Т. 5. № 12-1 (81).
  3. Бонкало Т. И. Комплексная реабилитация участников специальной военной операции на Украине: дайджест январь-февраль 2023. М.: Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 2023.
  4. Григорян Д. К., Кондратенко Е. Н., Пилягин Н. В. Патриотическое воспитание молодежи как инструмент противодействия экстремизму // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4.
  5. Гурьянчик В. Н. Роль семьи в адаптации и реадаптации участника боевых действий // Психологическое благополучие современной семьи: сборник научных материалов международной конференции. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2024.
  6. Дарган А. А., Сальникова О. Д. Потребность лиц с инвалидностью, приобретенной во время участия в специальной военной операции, в получении профессионального образования и профессиональной переподготовке // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024. № 5 (104).
  7. Кикнадзе В. Г. К вопросу об участии ветеранов спецоперации в обучении и патриотическом воспитании граждан России // Военная безопасность России: взгляд в будущее: материалы 8-й Международной межведомственной научно-практической конференции научного отделения № 10 Российской академии ракетных и артиллерийских наук: в 3 т. М.: Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 2023. Т. 2.
  8. Корякин В. М. Государственный фонд «Защитники Отечества» как специальный субъект военно-социальной политики Российской Федерации // Военное право. 2024. № 3 (85).
  9. Кочетова С. А., Зябрева С. Э. Формирование гражданско-патриотической и культурной идентичности студентов в условиях расширения единого образовательного пространства Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2025. № 1.
  10. Мельниченко В. В. Ресурсы адаптации к травматическим стрессорам у комбатантов − участников СВО // Журнал психиатрии и медицинской психологии. 2023. № 2 (62).
  11. Методология единого образовательного пространства подготовки педагогов: коллективная монография / науч. ред. И. Ю. Тарханова. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2022.
  12. Миненко К. О., Миненко А. О. Система мер ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации помилованных участников специальной военной операции // Философия права. 2023. № 3 (106).
  13. Ожерельева И. Г., Исаев Д. А. Информационно-психологическая война против Российской Федерации до начала и в ходе специальной военной операции на Украине // Военный академический журнал. 2023. № 1 (37).
  14. Проценко С. А., Цаплин Е. В. Проблемы адаптации ветеранов СВО к гражданской жизни // Личность: ресурсы и потенциал. 2024. № 4 (24).
  15. Старовойтова Ж. А. Развитие педагогических ценностей в процессе профессиональной переподготовки участников СВО // Инновационные процессы в профессиональном образовании и его ценностно-смысловые ориентиры: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Луганск: Луганский государственный педагогический университет; ИП Орехов Д. А., 2024.
  16. Филимонов О. В. Использование потенциала фронтовиков для обновления управленческих кадров: прошлое и современность // Власть. 2024. Т. 32. № 3.
  17. Цивилева А. Е. Стратегические подходы в формировании многополярного мира на основе совершенствования деятельности государственного фонда «Защитники Отечества» // Формирование многополярного мира: вызовы и перспективы: сборник докладов XI Московского юридического форума (XXIV Международной научно-практической конференции): в 3 ч. М.: Издательский центр Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2024. Ч. 1.

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на НИР (№ 1024122500029-6-5.3.1) по теме «Подготовка ветеранов и участников СВО к педагогической деятельности по реализации предмета “Основы безопасности и защиты Родины”».

Информация об авторах

Гурьянчик Виталий Николаевич

к. ист. н., доц.

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

Макеева Татьяна Витальевна

к. пед. н., доц.

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского; Ярославский государственный медицинский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 марта 2025.
  • Опубликована: 16 мая 2025.

Ключевые слова

  • ветераны и участники специальной военной операции
  • дети и молодежь
  • просветительская деятельность
  • социально-педагогическое сопровождение
  • универсальные педагогические компетенции
  • veterans and participants of the special military operation
  • children and youth
  • educational activities
  • socio-pedagogical support
  • universal pedagogical competencies

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)