• Научная статья
  • 19 мая 2025
  • Открытый доступ

Разработка учебного пособия «Знакомство с Герценовским университетом» как инструмента работы с иностранными студентами в процессе адаптации и интеграции в образовательной среде

Аннотация

Цель исследования заключается в обосновании необходимости разработки и использования учебного пособия «Знакомство с Герценовским университетом» в процессе адаптации и интеграции иностранных студентов в образовательной среде Института художественного образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В статье проанализирована специфика работы с иностранными обучающимися в системе художественного образования. Представлен обзор нормативно-правовых документов, регламентирующих работу с иностранными студентами в российских вузах, а также анализ актуальных исследований, посвященных проблемам адаптации, интеграции и межкультурной коммуникации иностранных обучающихся в российской образовательной среде. Определены особенности обучения и проблемы иностранных студентов Института художественного образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в рамках системы академической мобильности. Основное внимание уделяется анализу структурных элементов разрабатываемого учебного пособия «Знакомство с Герценовским университетом» (авторский коллектив: Э. П. Чернышова, Д. А. Ткаченко, Т. А. Гильдина, К. С. Подольская). Рассматриваются перспективы использования разрабатываемого пособия в контексте воспитательной деятельности Института художественного образования с иностранными обучающимися, а также в рамках аудиторного освоения дисциплин теоретического цикла: «История образования и педагогической мысли»; «История искусства»; «Анализ и интерпретация произведений искусства» и др. Научная новизна исследования заключается в уточнении методических особенностей разработки учебного пособия как инструмента работы с иностранными студентами, способствующего их ускоренной адаптации и интеграции в российской образовательной среде. В результате исследования определена практическая значимость учебного пособия, характеризующаяся широкой применимостью в направлениях воспитательной, просветительской и учебной работы с иностранными обучающимися.

Источники

  1. Беккер И. Л., Иванчин С. А. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза (на примере Пензенского государственного университета) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 4 (36).
  2. Беляева Е. А., Грунт Е. В., Русских Л. В. Факторы формирования мотивов обучения китайских студентов в российских вузах в условиях становления постглобального образовательного пространства // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63).
  3. Блинова Е. К., Кузмичев В. А. Герценовский университет. Архитектурно-ландшафтный комплекс: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
  4. Гун Г. Е. Обучение китайских студентов в российских вузах искусств: культурологические аспекты // Вестник культуры и искусств. 2023. № 3 (75).
  5. Давыдова И. В., Казакова М. А., Шеляхина Н. В. Интеграция как социологический механизм адаптации студентов в образовательном пространстве // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 3 (82).
  6. Доминова Т. Н. Знакомство с историко-культурным пространством Петербурга с помощью лингвокраеведческого пособия «Санкт-Петербург − культурная столица России» // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6.
  7. Доминова Т. Н., Рашидова Д. Т. Квест-экскурсия как современная форма организации знакомства с историко-культурным пространством города при обучении русскому языку как иностранному // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86).
  8. Зубрилин К. М., Раздобарина Л. А. Особенности художественного образования в Китае на примере совместной образовательной программы, реализуемой в Московском институте искусств // Преподаватель XXI век. 2021. № 1-1.
  9. Игнатьева Н. Н. Оценка уровня адаптации иностранных студентов в вузах России и Европы на примере опыта ГБОУ ВО НГИЭУ // Kant. 2017. № 4 (25).
  10. Игнатьева Н. Н. Процессы интеграции и адаптации иностранных студентов в рамках глобализации образования на примере ГБОУ во НГИЭУ // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15).
  11. Клюшникова Е. В. Проблемы адаптации иностранных студентов в России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 1.
  12. Корнева О. Ю., Плотникова И. В. Академическая мобильность и ее проблемы в процессе интеграции знаний в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. Т. 9. № 11 (200).
  13. Максимова Н. А. Особенности академической адаптации иностранных студентов // Исследование различных направлений современной науки: сборник материалов LIII-ой международной очно-заочной научно-практической конференции: в 3 т. М.: Научно-издательский центр «Империя», 2024. Т. 2.
  14. Мариненко О. П. Потребность иностранных студентов в поддержке вуза // Интеграция образования. 2024. Т. 28. № 3 (116).
  15. Махмутова Е. В. Особенности интеграции иностранных студентов в российское образовательное пространство // Власть. 2020. Т. 28. № 1.
  16. Морозова Ю. В. К вопросу об адаптации иностранных студентов в многонациональном ВУЗе: региональные аспекты // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22).
  17. Николаев Б. В. Правовые основы обучения иностранных студентов в системе высшего образования в Российской Федерации // Закон и право. 2019. № 5.
  18. Полозова О. С. Интеграция иностранного студента в современную систему образования на основе сетевых технологий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 2.
  19. Савелова Е. В. Перспективы международного сотрудничества в подготовке специалистов для сферы искусства и культуры // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7.
  20. Туана Е. Н., Губарева С. А., Краснова И. А., Смелкова И. Ю., Погодин С. Н., Богданова Н. В. Обучение китайских студентов говорению на занятиях по русскому языку как иностранному в условиях российского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3.
  21. Филимонова Н. Ю., Романюк Е. С. Китайские студенты в вузах России // Высшее образование в России. 2014. № 8-9.
  22. Шевченко А. В., Соболева И. В. Адаптация иностранных студентов: проблемы и возможные пути их решения // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 16.

Финансирование

Исследование выполнено за счет внутреннего гранта Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (проект № 65-ВГ).

Информация об авторах

Гильдина Татьяна Александровна

к. иск.

Российский государственный педагогический университет им. А И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 февраля 2025.
  • Опубликована: 19 мая 2025.

Ключевые слова

  • академическая мобильность
  • разработка пособия
  • художественное образование
  • адаптация и интеграция иностранных студентов
  • воспитательная деятельность
  • academic mobility
  • development of a textbook
  • art education
  • adaptation and integration of international students
  • educational activities

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)