Формирование модели персонализации профориентации с использованием цифровой профориентационной платформы как эффективного средства цифровизации профориентационной работы
Аннотация
Цель исследования – формирование и теоретическое обоснование содержания модели персонализации профориентации с использованием цифровой профориентационной платформы как эффективного средства цифровизации профориентационной работы для ее совершенствования в общеобразовательных организациях. В статье рассматривается моделирование процесса персонализации профориентации, необходимого для комплексного повышения эффективности профориентационной работы в общеобразовательных организациях. В ходе исследования был выбран оптимальный вариант реализации модели (наличие центрального компонента модели с взаимовлияющими связями с остальными компонентами), рассчитанный на использование цифровой профориентационной платформы. Выбранный вариант построения модели включает в себя ориентацию всех блоков (блок целеполагания, методологический блок, структурно-содержательный блок и результативно-рефлексивный блок) и их содержательных компонентов (цель, задачи, методологические подходы, принципы, программа, критерии и их показатели, структурные компоненты и функции персонализации профориентации) на центральный элемент (обучающийся) модели. В контексте настоящего исследования обучающийся выступает субъектом профессиональной ориентации. Научная новизна исследования заключается в разработке модели персонализации профориентации с использованием цифровой профориентационной платформы как эффективного средства цифровизации через раскрытие ее содержания (блоки модели и их наполнение). В результате исследования для реализации модели было определено наполнение каждого из ее блоков. Разработанная модель предлагается к использованию в образовательных организациях (общеобразовательные и среднеобразовательные школы и лицеи), так как в процессе исследования автором статьи было установлено, что содержательное наполнение данной модели является необходимым для того, чтобы максимально эффективно персонализировать профориентационную работу в образовательных организациях.
Источники
- Баширов М. Ф., Тютюнник Н. О. Профориентация как один из векторов цифровой трансформации школьного образования // Бизнес. Общество. Власть. 2025. № 2 (56).
- Громова Е. М., Беркутова Е. И., Горшкова Т. А. Цифровые сервисы профориентации: возможности и риски // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). https://doi.org/10.54509/22203036_2021_4_128
- Денисова О. А., Леханова О. Л. К проблеме цифрового сопровождения профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. Вып. 195. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-195-96-102
- Дягилева Н. В. Ресурсный подход в проектировании образовательных систем // Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 23-25 ноября 2009 г. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2009. Ч. 2.
- Зеер Э. Ф. Персонализированное образование в проекции профессионального будущего: методология, прогнозирование, реализация: монография / под ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. Екатеринбург, 2021.
- Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского. Минск: Литература, 1998.
- Кларин В. М., Джуринский А. Н. Педагогическое наследие: Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. М.: Педагогика, 1989.
- Коменский Я. А. Вселенский совет об исправлении человеческих дел // Коменский Я. А. Сочинения. М., 1997.
- Конюхов Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции, методы. М.: Олма-пресс, 1992.
- Кузнецова А. Я. Диалектика культурной традиции и инновации в развитии детской одаренности // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5.
- Легенчук Д. В. Принципы концепции преемственности среднего и высшего профессионального образования // Философия образования. 2011. № 2 (35).
- Лукин В. В., Дикарев В. А. Профориентация и цифровизация – звенья одной проблемы // Вестник университета. 2018. № 8. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-8-135-138
- Мельник М. Н., Нестеренко В. М. Персонализированная профессиональная ориентация школьника: конструирование самореализации в деятельности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, философия. 2020. № 26 (3).
- Полываный А. Г., Евменов А. Д., Якушин А. А., Бородачев Н. М., Сомойло И. В. Проблемы построения моделей профессиональной ориентации и отбора // Гаудеамус. 2011. Т. 2. № 18.
- Савина Н. В. Методологические основы персонализации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14. № 4. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.10
- Семенова И. Ю., Анисимова А. А. Профориентационная работа в условиях цифровой трансформации системы образования: сборник трудов конференции // Цифровое образование: новая реальность: материалы Всерос. науч. конф. с международным участием, Чебоксары, 16 ноября 2020 г. / редкол.: Н. А. Чернова и др. Чебоксары: ИД «Среда», 2020.
- Сергеев И. С., Махотин Д. А., Пронькин В. Н., Родичев Н. Ф. Прогноз развития системы профессиональной ориентации в условиях цифровой трансформации // Педагогика. 2021. Т. 85. № 7.
- Тарлавский В. И. Цифровизация профориентации: региональный профориентационный интернет-портал «Регион-Профессия-Личность» // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 2 (58).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 22 апреля 2025.
- Опубликована: 6 июня 2025.
Ключевые слова
- педагогическая модель
- персонализация профориентации
- цифровизация профориентации
- профориентационная работа
- цифровая профориентационная платформа
- pedagogical model
- personalization of career guidance
- digitalization of career guidance
- career guidance activities
- digital career guidance platform
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»