• Научная статья
  • 6 июня 2025
  • Открытый доступ

Интеллектуально-информационная поддержка проактивной деятельности студента при реализации подхода «Обучение служением»

Аннотация

Цель исследования – обоснование и разработка системы конструирования востребованного социального продукта, обеспечивающей интеллектуально-информационную поддержку и оценивание проактивной деятельности студента при реализации подхода «Обучение служением». В статье рассматриваются особенности осуществления подхода «Обучение служением», ориентированного на проактивную деятельность студента в процессе создания и реализации социального проекта, направленного на решение актуальных проблем реальных людей. Научная новизна состоит в том, что впервые педагогические средства, создающие условия для развития умений субъекта деятельности (студента) продуктивно решать актуальные социальные и профессиональные проблемы в условиях динамично меняющихся факторов социально-технологической среды, строятся на основе универсальных свойств унарной параметризации информационного пространства. Основным инструментом практической реализации интеллектуально-информационной поддержки является матричная диаграмма, обеспечивающая инвариантное представление информационного пространства и фиксацию вариантов актуализации унарных параметров социального проекта, что позволяет отслеживать влияние направления активности субъекта деятельности (студента) на свойства создаваемого продукта. Данная матричная диаграмма, реализуя принцип соразмерности, обеспечивает единый подход к формированию и оценке возможных актуальных вариантов структуры и содержания описания конструируемого продукта. Показан вариант процесса параметрического конструирования продукта проекта в матричной диаграмме. Определена система ключевых показателей и индикаторов оценивания умения студента продуктивно решать актуальные задачи, которые могут с высокой результативностью использоваться для самоанализа, рефлексии, внешней экспертной оценки.

Источники

  1. Абрамова С. В. Методика «Обучение служением» как средство формирования профессиональной направленности будущих социальных работников // Наука и школа. 2024. № 5. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2024-5-174-180
  2. Асланов Я. А., Деточенко Л. С., Лепин А. П., Мартынова Е. В. Детерминанты успешности и риски реализации подхода «Обучение служением» в условиях проектно-ориентированного обучения // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 8-9. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-63-83
  3. Горлова Н. И., Старовойтова Л. И. «Обучение служением (действием)» как эффективная методика организации учебного процесса через социально полезную деятельность в современном образовательном учреждении // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.19
  4. Мальцева И. В., Федюкина Т. В., Скворцов К. В. Социально-педагогическое проектирование как способ трансформации социальной сферы и инструмент воспитания молодёжи // Педагогический научный журнал. 2024. Т. 7. № 6.
  5. Мансуров А. С. Моделирование социальных процессов // Экономика и социум. 2024. № 9 (124).
  6. Мельник Н. М., Нестеренко В. М. Высокотехнологичная педагогика созидания: аксиологический и эволюционно деятельностный подходы // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5. № 4. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2019-5-4-0-1
  7. Мельник Н. М., Нестеренко В. М. Трансдисциплинарный подход к подготовке специалиста-созидателя технологических инноваций // Научное мнение. 2023. № 12. https://doi.org/10.25807/22224378_2023_12_102
  8. Михайлова А. Г. Модель обучения служением (на примере патриотической конференции) // Образовательные ресурсы и технологии. 2023. № 3 (44). https://doi.org/10.21777/2500-2112-2023-3-58-65
  9. Никольский В. С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 12. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28
  10. Никольский В. С., Амбарова П. А., Шаброва Н. В., Земцов Д. И., Метелев А. П. Готовность студентов вузов к общественному служению // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 8-9. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-9-26
  11. Шаркунова Е. В., Неволина В. В. Обучение служением как эффективная образовательная методика для комплексного развития личности студента // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2024. Т. 43. № 4.
  12. Thomson A. M., Smith-Tolken A. R., Naidoo A. V., Bringle R. G. Service Learning and Community Engagement: A Comparison of Three National Contexts // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2011. Vol. 22. https://doi.org/10.1007/s11266-010-9133-9

Информация об авторах

Мельник Надежда Михайловна

к. пед. н., доц.

Самарский государственный технический университет

Нестеренко Владимир Михайлович

д. пед. н., проф.

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 мая 2025.
  • Опубликована: 6 июня 2025.

Ключевые слова

  • обучение служением
  • направления активности
  • матричная диаграмма
  • конструирование свойств продукта
  • оценивание продуктивности деятельности обучающегося
  • service learning
  • directions of activity
  • matrix diagram
  • construction of product properties
  • evaluation of learner productivity

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)