• Научная статья
  • 22 июня 2025
  • Открытый доступ

Функции учебного словаря интегрированного типа в профессионально ориентированном обучении русскому языку как иностранному в неязыковом вузе

Аннотация

Цель исследования – систематизация функций учебных словарей в аспекте обучения студентов-иностранцев подъязыку специальности на основе лингвометодических условий применения такого рода словарей, выявление вариантов реализации этих функций в лексикографических продуктах интегрированного типа. В статье определяется понятие учебного словаря интегрированного типа по подъязыку специальности, в рамках междисциплинарного и антропоцентрического подходов описываются условия оптимальной работы с такого рода словарями, проводится обзор существующих концепций, описывающих функции учебных словарей, а также предлагаются варианты реализации функций учебных словарей на конкретном примере проекта словаря по подъязыку экономики «Международные экономические отношения» (в том числе с помощью комплекса сопроводительных упражнений). Научная новизна исследования заключается в разработке понятия учебного словаря интегрированного типа по подъязыку специальности и уточнении вариантов реализации нормативной, справочной, систематизирующей, учебной функций произведений учебной лексикографии. В результате исследования сделан вывод о полифункциональной природе описываемых словарей с преобладанием учебной функции и их широком потенциале в профессионально ориентированном обучении инофонов русскому языку как иностранному.

Источники

  1. Баско Н. В. Роль учебного терминологического словаря в освоении иностранными студентами профессиональной лексики // Новый мир. Новый язык. Новое мышление: сборник материалов VIII международной научно-практической конференции (филология, педагогика и межкультурная коммуникация) (г. Москва, 30 января 2025 года). М.: Дипломатическая академия МИД РФ, 2025.
  2. Баско Н. В. Учебный словарь по языку специальности: специфика и роль в обучении иностранных студентов // Art Logos. 2019. № 1 (6).
  3. Васильева Т. В. К вопросу о выборе стратегий сотрудничества преподавателя РКИ и преподавателя-предметника при создании учебных материалов по языку специальности // Русский язык за рубежом. 2023. № 3 (298). https://doi.org/10.37632/PI.2023.298.3.003
  4. Васильева Т. В. К вопросу о методической классификации языка в специальных целях в российском образовательном пространстве // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2022. № 7.
  5. Горбенко В. Д. Структура и содержание учебного комплекса по языку специальности для иностранных предмагистрантов технического профиля // Русский язык за рубежом. 2022. № 1 (290). https://doi.org/10.37632/PI.2022.290.1.014
  6. Григорович Л. А. Учебная лексикография: теория и практика // Русская речь. 2011. № 6.
  7. Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М.: Русский язык, 1993.
  8. Долбилова Д. В. Структура статьи учебного словаря интегрированного типа «международные экономические отношения: русский язык как иностранный» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2024. № 212. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2024-212-68-80
  9. Дубичинский В. В. Лексикография русского языка. М.: Наука; Флинта, 2008.
  10. Жеребило Т. В. Функционально-стилистический инвариант в учебной лексикографии. Назрань: Пилигрим, 2005.
  11. Клобукова Л. П., Нестерская Л. А., Норейко Л. Н. Проблема актуализации предметной компетенции иностранных учащихся-экономистов в процессе обучения русскому языку как средству профессионального общения // Русский язык за рубежом. 2023. № 3 (298). https://doi.org/10.37632/PI.2023.298.3.015
  12. Крысин Л. П. Слово в современных текстах и словарях: очерки о русской лексике и лексикографии. М.: Знак, 2008.
  13. Кудашев И. С. Проектирование переводческих словарей специальной лексики. Helsinki: Helsinki University Translation Studies, 2007.
  14. Кутузова Г. И. Междисциплинарные связи в обучении иностранных студентов. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2008.
  15. Морковкин В. В. Учебная лексикография как особая лингвометодическая дисциплина // Актуальные проблемы учебной лексикографии / сост.: В. А. Редькин. М.: Русский язык, 1977.
  16. Серова Т. С., Чайникова Г. Р. Функции учебного терминологического словаря как средства формирования иноязычной речевой лексической компетенции // Язык и культура. 2015. № 1 (29). https://doi.org/10.17223/19996195/29/15
  17. Сидорова М. Ю. Подходы к минимизации лексики для преподавания языка специальности иностранцам: «вакуумный» или интегральный? // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам: сборник статей III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Сам Полиграфист», 2020.
  18. Суперанская А. В., Подольская Н. В., Васильева Н. В. Общая терминология. М., 1989.
  19. Сурыгин А. И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб., 2000.
  20. Фельде О. В., Мезит А. Э. Профессиональная языковая картина мира как объект исследования в терминоведении и в лингвистике LSP // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 488. https://doi.org/10.17223/15617793/488/12

Информация об авторах

Долбилова Дарья Владимировна

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 мая 2025.
  • Опубликована: 22 июня 2025.

Ключевые слова

  • функции учебного словаря
  • учебный словарь интегрированного типа
  • профессионально ориентированное обучение русскому языку как иностранному
  • подъязык специальности
  • functions of a learner's dictionary
  • integrated type learner's dictionary
  • professionally oriented teaching of Russian as a foreign language
  • specialized sublanguage

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)