• Научная статья
  • 26 июня 2025
  • Открытый доступ

Исследование генезиса понятия конкурентоспособности выпускников вуза в педагогике на основе междисциплинарного анализа

Аннотация

Цель исследования – раскрытие генезиса понятия конкурентоспособности выпускников вуза в педагогической теории и образовательной практике на основе междисциплинарного синтеза и структурно-содержательного анализа. В статье рассмотрена эволюция методологических и теоретико-прикладных представлений оценивания конкурентных преимуществ выпускников высших учебных заведений. Междисциплинарный синтез теоретических основ конкурентоспособности выпускников проводится через призму различных научных дисциплин − педагогики, психологии, экономики, социологии и философии. Фундаментальное понятие «конкуренция» подвергается тщательному анализу в контексте рассмотрения генезиса термина «конкурентоспособность». В статье раскрываются как потенциальные возможности, так и актуальное состояние представлений в сфере развития и повышения конкурентоспособности выпускников вуза в контексте современного рынка труда. На основе анализа процессов трансформации современного рынка труда конкурентоспособность выпускников вузов рассматривается как комплексная социально-педагогическая проблема. Научная новизна исследования состоит в том, что на основе междисциплинарного синтеза и структурно-содержательного анализа раскрыт генезис понятия конкурентоспособности выпускников вуза, показана устойчивая тенденция его трансформации от экономического до социально-педагогического феномена, сформулировано его уточненное представление; определена педагогическая сущность конкурентоспособности выпускников вуза, выделены и обоснованы ее содержательные компоненты и раскрыто их содержательное наполнение в контексте трансформации современного рынка труда. В результате исследования установлено, что расширение традиционных подходов к формированию конкурентоспособности требует создания новой концепции, которая фокусируется на принципах реализации профессиональных возможностей выпускников в контексте конкретных условий трансформации современного рынка труда и оценке эффективности используемых ресурсов в их развитии. Существует необходимость установить взаимосвязь между ростом профессиональной компетентности студента и итоговым показателем его конкурентоспособности на рынке труда. Это позволит определить степень практического применения сформированного потенциала, дополняя тем самым существующие методологии оценки конкурентных преимуществ выпускников вузов.

Источники

  1. Алексеева А. Е. Социальная активность студента как основополагающий фактор его профессионального развития // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023. № 1 (94). https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.1.7
  2. Виноградов А. С. Конкурентоспособность в современных социально-психологических условиях // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2024. Т. 13. № 2А.
  3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: Высшая школа, 1999.
  4. Грейсон Дж. К., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века / пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  5. Деменкова Л. Г. Формирование конкурентоспособности студентов технического вуза в процессе обучения базовым дисциплинам: дисс. … к. пед. н. Томск, 2020.
  6. Дунаева Н. И., Суворова О. В. Проблема конкурентоспособности личности студента в условиях образовательной среды вуза в отечественных и зарубежных исследованиях // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-8
  7. Кочергин М. И. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста в системе молодежной политики СКФУ // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024. № 2 (101).
  8. Лаврентьев С. Ю., Комелина В. А. Генезис и эволюция понятия «конкурентоспособность» в истории человеческой мысли // Вестник Марийского государственного университета. 2016. Т. 10. № 4 (24).
  9. Логачев Н. В. Психологическое содержание конкурентоспособность лиц с ограниченными возможностями здоровья на современном рынке труда // Человеческий капитал. 2024. № 12 (192). https://doi.org/10.25629/HC.2024.12.30
  10. Мартенс Р. Социальная психология и спорт / пер. с англ. М.: Физкультура и спорт, 1979.
  11. Муродова Ш. С., Мансурова Д. С. Особенности педагогической диагностики формирования компетентности и конкурентоспособности студента − будущего учителя в системе высшего образования // Endless Light in Science. 2024.
  12. Плугарева A. B. Развитие конкурентоспособности личности студента в вузе // Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодая наука 2007». Пятигорск: ПГЛУ, 2007.
  13. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Паблишерз, 2011.
  14. Посохова А. В. Особенности предпринимательства как профессиональной деятельности // Акмеология. 2014. № 3-4.
  15. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высшее образование в России. 1999. № 2.
  16. Халдеева М. А. К вопросу о понятии «конкурентоспособность» («конкурентноспособность»): социально-философский аспект // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 54.
  17. Чвала М. С. Формирование конкурентоспособности будущих бакалавров в области графического дизайна: дисс. … к. пед. н. Ялта, 2019.
  18. Эриксон Э. Трагедия личности / пер. с англ. М.: Эксмо; Алгоритм, 2008.
  19. Яцентюк Ю. В. Конкурентоспособность и проблема подготовки будущих специалистов к деятельности в рыночных условиях // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 2A-3А. https://doi.org/10.34670/AR.2023.30.85.037
  20. Hart P., Waymond R.Competition, Competitiveness, and Competitive Advantage in Higher Education Institutions: A Systematic Literature Review // Studies in Higher Education. 2023. № 49. https://doi.org/10.1080/03075079.2023.2293926
  21. Mahdi O. R., Nassar I. A., Almsafir M. K. Knowledge Management Processes and Sustainable Competitive Advantage: An Empirical Examination in Private Universities // Journal of Business Research. 2019. № 94. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2018.02.013
  22. Vasiliev A. Designing the University Competitiveness Management System: Functions, Levels, Objects // International Journal of Instruction. 2022. № 15 (4). https://doi.org/10.29333/iji.2022.15456a

Информация об авторах

Коноплянский Дмитрий Алексеевич

к. пед. н., доц.

Томский государственный архитектурно-строительный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 мая 2025.
  • Опубликована: 26 июня 2025.

Ключевые слова

  • конкурентоспособность выпускника вуза
  • рынок труда
  • междисциплинарный анализ
  • competitiveness of a university graduate
  • labor market
  • interdisciplinary analysis

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)