• Научная статья
  • 1 июля 2025
  • Открытый доступ

Базовая модель конкурентоспособности специалиста среднего звена на примере специальности «Юриспруденция»

Аннотация

Цель исследования – разработать и теоретически обосновать модель конкурентоспособности выпускника образовательной организации среднего профессионального образования (СПО) на примере специальности «Юриспруденция». В статье рассмотрена актуальная проблема повышения конкурентоспособности специалистов среднего звена в педагогическом процессе СПО. Создание модели предлагается как метод повышения конкурентоспособности специалиста среднего звена. Разработаны основные критерии, формирующие конкурентоспособность будущего юриста. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые определены критерии конкурентоспособности будущего специалиста среднего звена, позволившие разработать новую структурно-функциональную модель конкурентоспособности выпускника СПО на примере специальности «Юриспруденция». В результате создана базовая модель конкурентоспособности будущего юриста, состоящая из 4 блоков, интегрирующих профессиональную мотивацию, личностные качества будущего специалиста, общие и гибкие профессиональные навыки, составленных с учетом не только требований федерального государственного образовательного стандарта СПО специальности, но и базовых основ стандарта профессии специалиста социальной сферы и пенсионного обеспечения.

Источники

  1. Абрамова М. А. Моделирование как метод исследования // Меридиан. 2017. № 4 (7).
  2. Алференко Д. А. Формирование конкурентоспособности студента в социальном партнерстве техникума с работодателями: автореф. дисс. … к. пед. н. Кемерово, 2019.
  3. Аммосов И. Н. Востребованность юристов на рынке труда Республики Саха (Якутия) // Экономика труда. 2019. Т. 6. № 1. https://doi.org/10.18334/et.6.1.39695
  4. Ахметова А. Т. Развитие конкурентоспособности будущего юриста в процессе профессиональной подготовки в вузе (на примере бакалавриата): автореф. дисс. … к. пед. н. Казань, 2022.
  5. Боровик Г. А. Формирование креативности студента колледжа как средство повышения его конкурентоспособности: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2007.
  6. Гришин А. В. Социально-педагогическая концепция развития конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы: автореф. дисс. … д. пед. н. Челябинск, 2010.
  7. Дьяченко Н. А. Становление конкурентоспособности будущих специалистов в учреждениях среднего профессионального образования: автореф. дисс. … к. пед. н. Волгоград, 2008.
  8. Емельянова М. С. Технология подготовки конкурентоспособных выпускников среднего профессионального образования: на примере специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»: дисс. … к. пед. н. Тольятти, 2011.
  9. Корчагина И. А., Лукина Л. А. Повышение конкурентоспособности выпускников среднего профессионального образования на региональном рынке труда // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2017. Т. 27. Вып. 3.
  10. Котляр Е. В., Пушкарева Е. М. Модель повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда, на примере направления менеджмент // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. № 3.
  11. Котлярова И. О. Метод моделирования в педагогических исследованиях: история развития и современное состояние // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 6. № 1. https://doi.org/10.14529/ped190101
  12. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М. − Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2002.
  13. Муртазалиев А. М. Проблемы юридического образования и обеспечения качества подготовки юристов в региональном видении // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2021. Т. 40. № 4. https://doi.org/10.21779/2224-0241-2021-40-4-7-16
  14. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013.
  15. Писаренко В. И. Педагогические модели: типология и особенности // Проблемы современного образования. 2024. № 1. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2024-1-58-76
  16. Писенко К. А. Юридическое образование в России: теория и практика // Правосудие. 2019. Т. 1. № 1. https://doi.org/10.17238/issn2686-9241.2019.1.156-170
  17. Рыбина О. В. Конкурсное движение как фактор подготовки студентов системы среднего профессионального образования к работе в профессиональной команде // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2022. № 12.
  18. Скляренко И. С. Моделирование в педагогическом процессе // Педагогика и психология: академический журнал. 2024. № 1 (4).
  19. Соловьева С. И. Конкурсная деятельность как средство повышения конкурентоспособности студентов учреждений среднего профессионального образования: дисс. … к. пед. н. Пермь, 2021.
  20. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 8. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89
  21. Фоминых Н. Ю., Дементьев А. С. Развитие конкурентоспособности юристов в системе ДПО // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 6А. https://doi.org/10.34670/AR.2023.81.17.006
  22. Чумичева Р. М., Габович А. А. Научно-теоретические основы проектирования модели формирования гражданской позиции будущих юристов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. № 13/3. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-147-156
  23. Шалобанова Н. П. Современные проблемы подготовки юристов // Современная наука. Право. 2024. № 4. https://doi.org/10.37882/2223-2974.2024.04.39
  24. Шафиров В. М. В защиту юридического образования // Российская юстиция. 2021. № 2. https://doi.org/10.18572/0131-6761-2021-2-39-42
  25. Шикина Л. С. Формирование конкурентоспособности студентов в условиях губернского колледжа: автореф. дисс. … к. пед. н. Казань, 2006.
  26. Tjahja N., Meyer Т., Shahin J. What is civil society and who represents civil society at the IGF? An analysis of civil society typologies in internet governance // Telecommunications Policy. 2021. № 45. https://doi.org/10.1016/j.telpol.2021.102141
  27. Westaby C., Fowler A., Phillips J., Waters J. Conformity, conflict and negotiation in criminal justice work: understanding practice through the lens of emotional labour // International Journal of Law, Crime and Justice. 2020. Vol. 61. https://doi.org/10.1016/j.ijlcj.2020.100390

Информация об авторах

Винокурова Мария Иннокентьевна

Якутский колледж инновационных технологий

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 апреля 2025.
  • Опубликована: 1 июля 2025.

Ключевые слова

  • конкурентоспособность
  • система среднего профессионального образования
  • специалист среднего звена
  • модель конкурентоспособности
  • квалификационные требования
  • рынок труда
  • региональные особенности
  • competitiveness
  • secondary vocational education system
  • mid-level specialist
  • competitiveness model
  • qualification requirements
  • labor market
  • regional characteristics

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)