• Научная статья
  • 23 июля 2025
  • Открытый доступ

Модульное построение дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» для студентов направления «Управление персоналом»

Аннотация

Цель исследования – обоснование необходимости построения курса по профессионально-ориентированному иностранному языку для студентов направления «Управление персоналом» на основе принципов модульного обучения. Для описания специфики модульного обучения профессиональному иностранному языку в вузе были уточнены термины «модульное обучение» и «профессионально-ориентированный иностранный язык», а также приведены принципы организации модульного обучения в высшем учебном заведении и уточнены методически важные элементы процесса профессионального обучения иностранному языку. Для определения структуры и тематического содержания курса был проведен анализ учебных планов по специальности «Управление персоналом» в выбранных федеральных университетах, что позволило выделить ключевые для обучения области знаний. На основании анализа был разработан курс по профессиональному иностранному языку, состоящий из 4 модулей, а также составлены методические рекомендации по организации обучения и выбору учебных материалов. Научная новизна исследования состоит в разработке содержания курса по профессиональному иностранному языку, соответствующего основным принципам построения и организации модульного обучения, для студентов направления «Управление персоналом». В результате исследования была описана структура курса по профессиональному иностранному языку, которая обеспечивает последовательное освоение студентами теоретически и лексически сложного материала, что будет способствовать эффективной интеграции теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе обучения, и которая соответствует основным принципам организации модульного обучения.

Материалы исследования

  1. Казанский федеральный университет. Учебный план 38.03.03 «Управление персоналом», 2022-2023 учебный год. https://kpfu.ru/institutes/institut-upravleniya-ekonomiki-i-finansov/struktura/otdelenie-menedzhmenta/kafedra-upravleniya-chelovecheskimi-resursami/bakalavriat/ocenochnye-materialy-k-tekuschej-i
  2. Сибирский федеральный университет. Учебный план 38.03.03 «Управление персоналом», 2025-2026 учебный год. https://edu.sfu-kras.ru/programs?keywords=38.03.03&open=yes&ysclid=mcg9cng04847135432
  3. Уральский федеральный университет. Учебный план 38.03.03 «Управление персоналом», 2023-2024 учебный год. https://programms.edu.urfu.ru/ru/10144/documents/

Источники

  1. Ван Ж. Учебный модуль в высшем художественном образовании XXI века: анализ европейского опыта // Научное мнение. 2021. № 6.
  2. Дмитренко Т. А. Профессионально-ориентированные технологии // Высшее образование в России. 2003. № 3.
  3. Долгашева М. В. Профессионально-ориентированный подход в обучении иностранному языку студентов информатиков // Электронный научный журнал. 2017. № 1-1 (16).
  4. Ежков Д. О. Цифровая компетентность специалиста по управлению персоналом // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023. № 3.
  5. Жукова С. В. Цели и задачи профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в медицинском вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-1.
  6. Лузганова А. А. Применение метода case-study в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку в области международных отношений // Казанский лингвистический журнал. 2022. № 5 (1). https://doi.org/10.26907/2658-3321.2022.5.1.113-120
  7. Матвеева А. И., Фадеева З. О., Поддубицкий Н. В., Доброродный Д. Р. Адаптация стратегий международных компаний к культурной среде: аспекты повышения эффективности на глобальном рынке // Финансовые рынки и банки. 2024. № 9.
  8. Мельникова Е. П. Опыт применения технологии модульного обучения на занятиях иностранного языка неязыкового факультета в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-3.
  9. Ниязбекова А. А, Толегенова Ж. Б., Дюйшоналиева Б. Т., Нурлыбай А. Б. Методы обучения профессионально ориентированному иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 2-4 (48).
  10. Панасенков Н. А., Лузганова А. А. Опыт применения платформы “Knowt” в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку на основе кейсовой методики // Казанский лингвистический журнал. 2024. № 7 (3).
  11. Ярыгина Н. А. Модульный подход к обучению в контексте цифровизации образовательных систем // Современное педагогическое образование. 2023. № 10.

Информация об авторах

Афонина Ксения Евгеньевна

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 22 июня 2025.
  • Опубликована: 23 июля 2025.

Ключевые слова

  • модульное обучение
  • профессиональный иностранный язык
  • управление персоналом
  • иностранный язык
  • обучение иностранному языку
  • modular learning
  • professional foreign language
  • personnel management
  • foreign language
  • foreign language teaching

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)