• Научная статья
  • 25 июля 2025
  • Открытый доступ

Исследование семантического пространства субъекта деятельности как инструмент диагностики личностно-профессионального развития

Аннотация

Цель исследования – обосновать семантическое пространство как единицу анализа и диагностики личностно-профессионального развития субъекта деятельности. В статье рассматривается репрезентация личностно-профессионального развития в семантическом пространстве субъекта деятельности. Описываются результаты исследования, проводившегося в условиях естественного образовательного процесса в течение 2022-2023 гг. с участием студентов 1 и 3 курсов (N = 551) двух университетов Екатеринбурга. Научная новизна состоит в том, что в работе впервые исследуются изменения индивидуального внутреннего психологического контекста на основе механизма семантизации. Диагностика семантического пространства субъекта деятельности свидетельствует о личностно-профессиональном развитии субъекта деятельности. В результате исследования установлено, что содержание семантического пространства субъекта деятельности обусловлено факторами (тип коммуникации, саморегуляция, когнитивный стиль, самоидентификация) различного уровня значимости. В результате изучения психологического, психофизиологического и социального аспектов речевого поведения субъекта деятельности выявлены достоверные различия в семантическом пространстве на разных этапах обучения, позволяющие описать динамику личностно-профессионального развития. Предлагаемый подход носит универсальный характер и может быть предложен к использованию в различных социальных практиках, в том числе в работе с иностранными студентами.

Источники

  1. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М.: Издательство ЛКИ, 2007.
  2. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000.
  3. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: ООО ТД «Никея», 2019.
  4. Бердников Д. В., Бобынцев И. И., Апчел В. Я. Саморегуляция как основа взаимодействия человека со средой // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. Т. 4. № 48.
  5. Ванновская О. В. Компьютеризированная система антикоррупционной диагностики «АКорД»: методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2015.
  6. Вербицкий А. А. Контекстное образование в России и США: монография. М. − СПб.: Нестор-История, 2019.
  7. Воробьев В. П. Ко-терапевтическая компьютерная система «КЕЛЛИ-98»: методическое руководство. Изд-е 4-е. СПб.: ИМАТОН, 2019.
  8. Доминикан А. И. Виды контекстов при разных научных подходах // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2017. № 4.
  9. Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. Т. 1. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01
  10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Изд-во АСТ, 2020.
  11. Сергеева М. Г. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста по социальной работе в период вузовского обучения // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 2.
  12. Скрипак Д. М., Николаева А. А. Управление системой личностного и профессионального развития молодого специалиста // Вестник Евразийской науки. 2020. № 3.
  13. Степнова Л. А. Личностно-профессиональное развитие студентов в контексте формирования и развития управленческой компетентности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 6А. https://doi.org/10.34670/AR.2023.49.16.019
  14. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. М.: Когито-Центр, 2002.
  15. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2006.
  16. Эльконин Д. Б. Выдержки из научных дневников (1905-1983) // Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. Изд-е 2-е. М. – Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии»; НПО «МОДЭК», 1997.
  17. Bleichmar H. Fundamentos y aplicaciones del enfoque modular-transformacional // Aperturas psicoanalíticas: revista internacional de psicoanálisis. 1999. № 1.
  18. Burns R. B. Self-concept development and education. L.: Holt, Rinehart and Winston, 1982.
  19. Engel G. L. The need for a new medical model: a challenge for biomedicine // Psychodynamic Psychiatry. 2012. Vol. 4. № 3. https://doi.org/10.1521/pdps.2012.40.3.377
  20. Kelly G. The psychology of personal constructs. L. − N. Y.: Routledge, 1992.
  21. Kostić-Bobanović M. Perceived emotional intelligence and self-efficacy among novice and experienced foreign language teachers // Economic Research – Ekonomska Istraživanja. 2020. Vol. 33. № 1.
  22. Muhammed Y. The impact of self-efficacy, achievement motivation, and self-regulated learning strategies on students’ academic achievement // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 15. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.04.158
  23. Pérez-Fuentes M. C., Jurado M. M., Pino R. M., Linares J. J. G. Emotional Intelligence, Self-Efficacy and Empathy as Predictors of Overall Self-Esteem in Nursing by Years of Experience // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10.
  24. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapist’s View of Psychotherapy. B – N. Y.: Publishing Houghton Mifflin Company, 1995.

Информация об авторах

Вершинина Татьяна Станиславовна

к. филол. н., доц.

Уральский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Екатеринбург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 июля 2025.
  • Опубликована: 25 июля 2025.

Ключевые слова

  • семантическое пространство субъекта деятельности
  • личностно-профессиональное развитие
  • когнитивный стиль
  • ролевая прагматика
  • структура семантического пространства
  • semantic space of the subject of activity
  • personal and professional development
  • cognitive style
  • role pragmatics
  • structure of the semantic space

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)