• Научная статья
  • 1 августа 2025
  • Открытый доступ

Уроки мужества: педагог и ребенок в блокадном Ленинграде (1941-1944)

Аннотация

Цель исследования – выявить ключевые психологические и поведенческие характеристики детей и педагогов в процессе педагогического взаимодействия, сформированные под воздействием условий блокадного Ленинграда. Статья посвящена изучению профессионально-личностных качеств педагогов и личностных особенностей детей в экстремальных условиях блокады Ленинграда (1941-1944). На основе анализа исторических документов, дневниковых записей и воспоминаний участников событий раскрывается взаимосвязь между педагогическим мастерством, личной стойкостью учителей и адаптивными стратегиями детей. Особое внимание уделяется роли педагога как «значимого другого». Научная новизна исследования заключается в демонстрации систематизированных и обобщенных портретов ребенка и педагога блокадного Ленинграда, представленных их профессионально-личностными и личностными качествами, а также некоторыми особенностями их взаимодействия. В результате исследования были определены ключевые характеристики портретов педагога и ребенка блокадного Ленинграда, которые можно считать типичными.

Материалы исследования

  1. Газиева Л. Л. Документы женщин-педагогов о спасении детей в блокадном Ленинграде // Отечественные архивы. 2014. № 5.
  2. Колесникова И. А., Груздева Н. В., Дербилова Л. В. Блокадная педагогика / под науч. ред. И. А. Колесниковой. СПб.: ООО «Издательство “Росток”», 2022.
  3. Педагогический музей Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского (ПМ СПб АППО). Ф. 3. Оп. 2. Д. 2. Ленинградская городская педагогическая выставка «Воспоминания учителей о работе в школах Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; Школа Ленинграда в дни Великой Отечественной войны в воспоминаниях учащихся (Ленинград, 1949).
  4. Пянкевич В. Л. Спасение детей и подростков в блокадном Ленинграде // Петербургские исследования. 2010. № 2.
  5. Расчетина С. А. Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред. С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. М.: Юрайт; 2018.
  6. Социальная работа с детьми группы риска: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальности «социальная работа». М.: Социальный проект, 2004.
  7. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб). Ф. Р-4000. Оп. 7. Д. 2231. Л. Е. Раскин «Героические будни (год работы с детьми в Ленинграде)».

Источники

  1. Богуславский М. В., Дорохова Т. С. Динамика функций учителя в Отечественной педагогике ХХ-ХХI веков // Историко-педагогический журнал. 2023. № 2.
  2. Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999.
  3. Вычеров Д. А. Эвакуация в дневниках ленинградских детей и подростков в 1941-1942 гг. // Наука. Общество. Оборона. 2019. № 2 (19).
  4. Кондратьев М. Ю. «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости // Социальная психология и общество. 2011. Т. 2. № 2.
  5. Мануковский В. В. «Пограничная ситуация» и «Подлинное бытие» в экзистенциальных концепциях К. Ясперса и Л. Шестова // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272).
  6. Милова И. А. Социально-педагогическая ситуация ребенка в блокадном Ленинграде // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2024. № 6.
  7. Расчетина С. А. Возможности разных методологических подходов к анализу проблем стихийной социализации ребенка // Образование и общество. 2019. № 4 (117).
  8. Соболев Г. Л. Блокада Ленинграда: от новых источников к новому пониманию // Новейшая история России. 2012. № 3.
  9. Яров С. В. Источники личного происхождения о жизни блокадного Ленинграда в 1941-1942 гг. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 4. № 1.
  10. Ясперс К. Введение в философию / пер. с нем., под ред. А. А. Михайлова. Мн.: Пропилен, 2000.

Информация об авторах

Милова Ирена Алексеевна

Российский педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 июля 2025.
  • Опубликована: 1 августа 2025.

Ключевые слова

  • блокада Ленинграда
  • блокадная педагогика
  • значимый другой
  • социально опасная ситуация
  • история педагогики
  • Siege of Leningrad
  • siege pedagogy
  • significant other
  • socially dangerous situation
  • history of pedagogy

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)