• Original research article
  • February 28, 2022
  • Open access

Characterising the Multidimensional Nature of the “Pedagogical Control” Definition Using Content Analysis and Cluster Analysis

Abstract

The aim of the study is to classify the existing definitions of the notion of “pedagogical control” in order to determine the research positions of their authors. The paper presents the results of a content analysis of the notion in question to identify the main semantic components that constitute this notion and the results of a cluster analysis to classify the existing definitions. Scientific novelty lies in identifying the essential features and structure of pedagogical control by analysing and classifying the components that make up the definitions selected by the continuous sampling method. As a result, 5 main components have been identified, which are more or less represented in the selected definitions, namely control, evaluative, prognostic, corrective and developmental components. The researcher has determined the quantitative and qualitative ratio of these components within the definitions of the notion of “pedagogical control” and has classified the existing definitions into groups.

References

  1. Абдуллаева Р. А. Педагогический контроль в системе СПО: функции, формы, виды // Актуальные вопросы профессионального образования. 2018. № 3.
  2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: ИКАР, 2009.
  3. Аниськин В. Н., Горбатов С. В., Добудько А. В., Добудько Т. В. Контроль и педагогическая оценка в условиях современной электронной информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4.
  4. Ардашева В. А. Контроль и педагогическая оценка как форма воспитания и руководства учебной деятельностью курсантов // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала А. В. Хрулева. 2015. № 4.
  5. Белошицкий А. В., Ларина Т. В. Психолого-педагогические особенности мониторинга, диагностики и контроля в образовательном процессе вуза // Высшее образование сегодня. 2011. № 5.
  6. Бобренко И. А., Лихоманова Л. М., Склярова М. А. Система педагогического контроля знаний по агрохимическим дисциплинам // Электронный научно-методический журнал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина. 2016. № 3.
  7. Булгакова Н. В., Чиркина А. А. Информационные основы научно-педагогической деятельности. Витебск: Изд-во ВГУ им П. М. Машерова, 2012.
  8. Булынский Н. Н., Клейн О. С. Некоторые аспекты контроля знаний при обучении студентов технического вуза // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2003. Вып. 2.
  9. Бурцева Е. В., Бурцев В. А., Шугаев А. Г. Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4.
  10. Буряков С. К. Педагогический контроль образовательного процесса как фактор оптимизации профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24. № 1.
  11. Даутова Т. А. Требования к организации педагогического контроля и оценивания студентов // Совершенствование контроля знаний, умений и навыков студентов как средство повышения качества образования и подготовки конкурентоспособных специалистов: тезисы науч.-метод. конф. Уфа, 2007.
  12. Дорошенко С. И. Диагностика, контроль и оценивание в отечественном школьном музыкальном образовании ХХ века // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2017. № 1.
  13. Дятлова К. Д. Система разработки и анализа педагогических тестов по биологии: автореф. дисс. … д. пед. н. СПб., 2007.
  14. Евграфов И. Е., Шамгуллина Г. Р., Боровик С. Г. Роль и значение педагогического контроля в управлении образовательным процессом // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-1.
  15. Ершова О. В. Историко-педагогический анализ эволюции контроля учебной деятельности // Высшее образование сегодня. 2013. № 9.
  16. Жакшылыкова К. Педагогический контроль: функции и виды // Известия Кыргызской академии образования. 2018. № 1.
  17. Зарученко А. А., Красноплахтова Л. И. Повышение эффективности педагогического контроля в высшей школе // Colloquium-journal. 2019. № 11-3.
  18. Зеленина Е. В. Педагогический контроль сформированности профессиональных компетенций (на примере подготовки переводчиков): автореф. дисс. … к. пед. н. Тула, 2013.
  19. Калинковская С. Б. Педагогический контроль в образовательном процессе заочного отделения вуза как условие самовоспитания студентов // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2012. № 22.
  20. Качалова Л. П., Телеева Е. В., Качалов Д. В. Педагогические технологии. Шадринск: ШНПИ, 2001.
  21. Кундозерова Л. И. Контроль и оценка результатов обучения // Вестник Кузбасского института. 2015. № 4.
  22. Лебедева Л. В. Педагогический контроль межличностных отношений школьников средствами интегральной диагностики: автореф. дисс. … к. пед. н. Рязань, 2005.
  23. Маслова М. М. Профессионально-формирующий педагогический контроль как средство формирования личностных и профессиональных качеств студентов неязыковых вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-6.
  24. Мовчан И. Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. … к. пед. н. Магнитогорск, 2009.
  25. Мухамадеев И. Г., Латыпов Э. Р. Педагогические основы контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов // Вестник научных конференций. 2015. № 3-4.
  26. Пидкасистый П. И. Педагогика. М.: Юрайт, 2011.
  27. Поташов Н. О. Исследование методов педагогического контроля // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 9.
  28. Рудинский И. Д. Подготовка специалистов в области формально-структурного описания, исследования и организации педагогического тестирования знаний (на примере специальности «Прикладная информатика в образовании»): автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2005.
  29. Сотникова О. А. Психолого-педагогические основания действия контроля при обучении математике в вузе // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2010. № 12.
  30. Столярова И. В. Педагогические технологии контроля в обучении иностранным языкам // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. Т. 1. № 4.
  31. Субботина Т. Ю. Взаимосвязь индивидуального и коллективного контроля как условие повышения качества знаний при изучении физики в военном вузе: автореф. дисс. … к. пед. н. Челябинск, 2004.
  32. Табуева Е. В. Организационно-педагогические условия эффективного контроля результатов обучения студентов педвуза: автореф. дисс. … к. пед. н. Магнитогорск, 2006.
  33. Телепова Т. П. Педагогический контроль как средство формирования алгоритмических умений самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения: автореф. дисс. … к. пед. н. Оренбург, 2019.
  34. Турковская Н. В., Абдрахманова Г. Ф. Теоретические особенности компьютерного тестирования как формы педагогического контроля // Научные исследования: от теории к практике. 2015. № 5.
  35. Турлаев А. В., Кабжанов А. Т. Роль и значение принципов педагогического контроля в современных условиях // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 6.
  36. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Логос, 2002.
  37. Чомаева Л. М. Педагогический контроль как фактор повышения качества подготовки студентов // Образование. Наука. Инновации: южное измерение. 2014. № 2.
  38. Шамова Т. И. Актуальные проблемы управления образованием // Управление образованием. 2009. № 1.
  39. Шахова Е. Н. Формирование ответственного отношения к учению у студентов педагогического колледжа в системе контроля знаний: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2006.
  40. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб.: Издательство Михайлова, 2000.

Author information

Nataliya Anatolyevna Senognoeva

Dr

Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg

About this article

Publication history

  • Received: January 5, 2022.
  • Published: February 28, 2022.

Keywords

  • педагогический контроль
  • контент-анализ
  • кластерный анализ
  • смысловой компонент
  • классификация
  • pedagogical control
  • content analysis
  • cluster analysis
  • semantic component
  • classification

Copyright

© 2022 The Author(s)
© 2022 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)