• Научная статья
  • 28 февраля 2022
  • Открытый доступ

Характеристика многомерности дефиниции «педагогический контроль» при помощи контент-анализа и кластерного анализа

Аннотация

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы классифицировать имеющиеся дефиниции понятия «педагогический контроль» для выявления исследовательских позиций их авторов. В статье представлены результаты контент-анализа рассматриваемого понятия для выявления основных смысловых компонентов, входящих в его состав, и кластерного анализа для классификации существующих определений. Научная новизна заключается в выявлении сущностных особенностей и структуры педагогического контроля путем анализа и классификации компонентов, которые входят в состав определений, отобранных методом сплошной выборки. В результате выделено 5 основных компонентов, в большей или меньшей степени представленных в отобранных дефинициях, в частности проверочный, оценочный, прогностический, корректирующий и развивающий. Определено количественное и качественное соотношение данных компонентов в пределах дефиниций понятия «педагогический контроль», а также осуществлена классификация имеющихся определений по группам.

Источники

  1. Абдуллаева Р. А. Педагогический контроль в системе СПО: функции, формы, виды // Актуальные вопросы профессионального образования. 2018. № 3.
  2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: ИКАР, 2009.
  3. Аниськин В. Н., Горбатов С. В., Добудько А. В., Добудько Т. В. Контроль и педагогическая оценка в условиях современной электронной информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4.
  4. Ардашева В. А. Контроль и педагогическая оценка как форма воспитания и руководства учебной деятельностью курсантов // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала А. В. Хрулева. 2015. № 4.
  5. Белошицкий А. В., Ларина Т. В. Психолого-педагогические особенности мониторинга, диагностики и контроля в образовательном процессе вуза // Высшее образование сегодня. 2011. № 5.
  6. Бобренко И. А., Лихоманова Л. М., Склярова М. А. Система педагогического контроля знаний по агрохимическим дисциплинам // Электронный научно-методический журнал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина. 2016. № 3.
  7. Булгакова Н. В., Чиркина А. А. Информационные основы научно-педагогической деятельности. Витебск: Изд-во ВГУ им П. М. Машерова, 2012.
  8. Булынский Н. Н., Клейн О. С. Некоторые аспекты контроля знаний при обучении студентов технического вуза // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2003. Вып. 2.
  9. Бурцева Е. В., Бурцев В. А., Шугаев А. Г. Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4.
  10. Буряков С. К. Педагогический контроль образовательного процесса как фактор оптимизации профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24. № 1.
  11. Даутова Т. А. Требования к организации педагогического контроля и оценивания студентов // Совершенствование контроля знаний, умений и навыков студентов как средство повышения качества образования и подготовки конкурентоспособных специалистов: тезисы науч.-метод. конф. Уфа, 2007.
  12. Дорошенко С. И. Диагностика, контроль и оценивание в отечественном школьном музыкальном образовании ХХ века // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2017. № 1.
  13. Дятлова К. Д. Система разработки и анализа педагогических тестов по биологии: автореф. дисс. … д. пед. н. СПб., 2007.
  14. Евграфов И. Е., Шамгуллина Г. Р., Боровик С. Г. Роль и значение педагогического контроля в управлении образовательным процессом // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-1.
  15. Ершова О. В. Историко-педагогический анализ эволюции контроля учебной деятельности // Высшее образование сегодня. 2013. № 9.
  16. Жакшылыкова К. Педагогический контроль: функции и виды // Известия Кыргызской академии образования. 2018. № 1.
  17. Зарученко А. А., Красноплахтова Л. И. Повышение эффективности педагогического контроля в высшей школе // Colloquium-journal. 2019. № 11-3.
  18. Зеленина Е. В. Педагогический контроль сформированности профессиональных компетенций (на примере подготовки переводчиков): автореф. дисс. … к. пед. н. Тула, 2013.
  19. Калинковская С. Б. Педагогический контроль в образовательном процессе заочного отделения вуза как условие самовоспитания студентов // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2012. № 22.
  20. Качалова Л. П., Телеева Е. В., Качалов Д. В. Педагогические технологии. Шадринск: ШНПИ, 2001.
  21. Кундозерова Л. И. Контроль и оценка результатов обучения // Вестник Кузбасского института. 2015. № 4.
  22. Лебедева Л. В. Педагогический контроль межличностных отношений школьников средствами интегральной диагностики: автореф. дисс. … к. пед. н. Рязань, 2005.
  23. Маслова М. М. Профессионально-формирующий педагогический контроль как средство формирования личностных и профессиональных качеств студентов неязыковых вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-6.
  24. Мовчан И. Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. … к. пед. н. Магнитогорск, 2009.
  25. Мухамадеев И. Г., Латыпов Э. Р. Педагогические основы контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов // Вестник научных конференций. 2015. № 3-4.
  26. Пидкасистый П. И. Педагогика. М.: Юрайт, 2011.
  27. Поташов Н. О. Исследование методов педагогического контроля // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 9.
  28. Рудинский И. Д. Подготовка специалистов в области формально-структурного описания, исследования и организации педагогического тестирования знаний (на примере специальности «Прикладная информатика в образовании»): автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2005.
  29. Сотникова О. А. Психолого-педагогические основания действия контроля при обучении математике в вузе // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2010. № 12.
  30. Столярова И. В. Педагогические технологии контроля в обучении иностранным языкам // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. Т. 1. № 4.
  31. Субботина Т. Ю. Взаимосвязь индивидуального и коллективного контроля как условие повышения качества знаний при изучении физики в военном вузе: автореф. дисс. … к. пед. н. Челябинск, 2004.
  32. Табуева Е. В. Организационно-педагогические условия эффективного контроля результатов обучения студентов педвуза: автореф. дисс. … к. пед. н. Магнитогорск, 2006.
  33. Телепова Т. П. Педагогический контроль как средство формирования алгоритмических умений самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения: автореф. дисс. … к. пед. н. Оренбург, 2019.
  34. Турковская Н. В., Абдрахманова Г. Ф. Теоретические особенности компьютерного тестирования как формы педагогического контроля // Научные исследования: от теории к практике. 2015. № 5.
  35. Турлаев А. В., Кабжанов А. Т. Роль и значение принципов педагогического контроля в современных условиях // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 6.
  36. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Логос, 2002.
  37. Чомаева Л. М. Педагогический контроль как фактор повышения качества подготовки студентов // Образование. Наука. Инновации: южное измерение. 2014. № 2.
  38. Шамова Т. И. Актуальные проблемы управления образованием // Управление образованием. 2009. № 1.
  39. Шахова Е. Н. Формирование ответственного отношения к учению у студентов педагогического колледжа в системе контроля знаний: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2006.
  40. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб.: Издательство Михайлова, 2000.

Информация об авторах

Сеногноева Наталия Анатольевна

д. пед. н., доц.

Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 января 2022.
  • Опубликована: 28 февраля 2022.

Ключевые слова

  • педагогический контроль
  • контент-анализ
  • кластерный анализ
  • смысловой компонент
  • классификация
  • pedagogical control
  • content analysis
  • cluster analysis
  • semantic component
  • classification

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)