• Original research article
  • July 13, 2023
  • Open access

Essential and content-related characteristics of the axiological approach to intercultural competence formation among foreign students (theoretical foundations)

Abstract

The study aims to determine the key characteristics of the axiological approach to intercultural competence formation among foreign students: strategy, goal, functions, principles. The paper clarifies the definitional features of the notion of “value dominants”, reveals their content in relation to the target audience: value dominants of foreign students’ intercultural behavior in the multicultural space of the university. The scientific novelty of the paper lies in determining the essential and content-related characteristics of the axiological approach in teaching intercultural communication to foreign students in higher education. As a result, it is stated that the process of teaching intercultural interaction to foreign students in the multinational environment of the university should be aimed at the formation of such value dominants as tolerance, empathy, emotional maturity.

References

  1. Асташова Н. А., Ерещенко Ю. В. Аксиологический подход в педагогике и определение образовательных приоритетов // Подготовка профессионала XXI века: теоретические поиски и эффективные практики. М. – Брянск: Изд-во Московского психолого-социального университета; Изд-во Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского, 2020.
  2. Глузман Н. А., Неженская Т. В. Педагогические задачи как дидактическое средство формирования профессиональных умений будущих учителей начальных классов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 1 (31).
  3. Голева Т. С. Аксиологический подход в творческом развитии студента высшего учебного заведения // Духовно-нравственные основы высшего образования: история и современность: мат. науч.-практ. конф. в рамках XXIX международных образовательных чтений (г. Москва, 17 мая 2021 г.). М.: Изд-во Московского финансово-юридического университета МФЮА, 2022.
  4. Гордиенко О. А. Аксиологический подход к преподаванию иностранным студентам русского языка и литературы в поликультурном пространстве Северного Кавказа // Русский язык и ономастика в поликультурном образовательном пространстве юга России и Северного Кавказа: проблемы и перспективы: сб. мат. XI междунар. науч. конф. (г. Майкоп, 20-23 декабря 2017 г.). Майкоп: Магарин О. Г., 2017.
  5. Дзюба Е. В., Чубко Е. В. Ценностные доминанты в языковом сознании обучающихся военно-инженерного вуза: по данным вербально-ассоциативного эксперимента // Педагогическое образование в России. 2020. № 4.
  6. Драгнев Ю. В. Православные ценности в православной педагогике физической культуры в информационном обществе: аксиологический подход // Международный научный вестник (Вестник объединения православных ученых). 2019. № 1 (21).
  7. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 1.
  8. Зинченко В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5.
  9. Корниенко А. А. Аксиологический подход в воспитании курсантов, будущих военных летчиков, посредством кинематографа // Национальный проект «Культура» и система многоуровневого художественного образования в полиэтническом регионе: сб. мат. всерос. науч.-практ. конф. (г. Краснодар, 19 июня 2020 г.). Краснодар: Изд-во Краснодарского государственного института культуры, 2020.
  10. Маликова М. Г. Аксиологический подход в педагогике: современность и перспективы // Hominum. 2022. № 2.
  11. Медведева С. А. Модель формирования ценностей межкультурного общения бакалавра вуза // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2017. № 4 (62).
  12. Мещерякова Е. И., Берестевич Г. В., Лопарев Е. А. Реагировать адекватно и оперативно: особенности становления ценностно-смысловых доминант // Вестник военного образования. 2021. № 5 (32).
  13. Попова Е. А. Формирование ценностных ориентаций у студентов-международников в курсе дисциплины «Иностранный язык» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 6 (814).
  14. Савельева Н. Х., Пихтовникова Ю. В. Аксиологизация процесса формирования межкультурной компетенции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6-2 (72).
  15. Седых Д. В. Аксиологический подход как педагогическая стратегия развития личности будущего профессионала // Профессиональное образование: теоретические и прикладные аспекты лингводидактики. Кемерово: Изд-во Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева, 2016.
  16. Филиппова И. Ю. Ценностно-смысловые доминанты современной российской культуры // Наука. Инновации. Технологии. 2010. № 67.
  17. Цзиньфан У. Аксиологических подход как ведущий принцип организации музыкально-педагогического образования // Развитие системы непрерывного образования в условиях Индустрии 4.0: мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 11 апреля 2019 г.). Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного экономического университета, 2019.
  18. Чжан Сюань, Янь Цяоянь, Щеглова И. В. Исследовательская компетенция специалиста как надкомпетентностный феномен: теоретические основы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (174).
  19. Щеглова И. В. Коммуникативная практика преподавателя РКИ: базовые характеристики // Лингвистика будущего: новые тенденции и перспективы: мат. междунар. науч. конф. (г. Майкоп, 1-2 ноября 2019 г.). Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета, 2019.
  20. Яковлев Е. В. Аксиологический подход в педагогическом исследовании: сущность, значение, проблемы реализации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 3.

Author information

Shi Wang

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Inna Vladimirovna Sheglova

Dr

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

About this article

Publication history

  • Received: May 17, 2023.
  • Published: July 13, 2023.

Keywords

  • межкультурная компетенция
  • иностранные студенты
  • аксиологический подход
  • частнодидактические принципы обучения
  • ценностные доминанты
  • аксиологизация образования
  • межкультурная коммуникация
  • поликультурное пространство вуза
  • intercultural competence
  • foreign students
  • axiological approach
  • specific didactic principles of teaching
  • value dominants
  • axiologization of education
  • intercultural communication
  • multicultural space of the university

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)