Professional development of students in specialty 43.02.16 Tourism and Hospitality based on interdisciplinary integration
Abstract
The aim of this research is to substantiate the necessity of interdisciplinary integration of the discipline "History of Russia" and the interdisciplinary course MDK 03.01 "Performing Work in the Profession of Instructor-Guide in Hiking and Trekking" in order to form readiness for organizational changes, personal characteristics of a professional, and professional identity in students of specialty 43.02.16 Tourism and Hospitality in secondary vocational education (hereinafter – SVE). The article examines the features of interdisciplinary integration of the discipline "History of Russia" and MDK 03.01 "Performing Work in the Profession of Instructor-Guide in Hiking and Trekking"; identifies practice-oriented tasks used in integrative classes for second-year students, aimed at studying the history of the Amur Region; indicates the principles of organizing integrated learning in SVE; and presents methodological techniques that activate students' cognitive activity. The scientific novelty of the research lies in the development of a methodology for interdisciplinary integration in the discipline "History of Russia" and MDK 03.01 "Performing Work in the Profession of Instructor-Guide in Hiking and Trekking" among future specialists in tourism and hospitality at the Amur State University, Faculty of SVE. As a result of the research, it was revealed that the implementation of an integrative approach in SVE is an effective practice that contributes to the formation of readiness for organizational changes, personal characteristics of a professional, and professional identity in future tourism and hospitality specialists.
References
- Анненкова А. В., Клибанова Ю. Ю., Мухомедзянова И. Н. Предметно-языковое обучение английскому языку студентов энергетических направлений подготовки // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 3. https://doi.org/10.30853/ped20240028
- Ахметзянова Г. Н., Багатеева А. О., Карелина Е. А. Междисциплинарная интеграция как вектор инженерной подготовки в техническом вузе // Перспективы науки. 2019. № 11 (122).
- Белоусова Н. В. Интеграция инновационных технологий в основные сегменты туристической индустрии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «География. Геоэкология». 2019. № 4.
- Бердышева К. Ю., Тарасюк Н. А. Обучение профессионально ориентированному иностранному языку будущих зоотехников на основе междисциплинарной интеграции (уровень СПО) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2024. № 1 (69).
- Бирюкова О. И. Интегрированное обучение как перспективная форма организации литературного образования в вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 9. https://doi.org/10.30853/ped20240028
- Бреднева Н. А. Междисциплинарная интеграция в проектной деятельности студентов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (147).
- Вислова А. Д. Междисциплинарная интеграция в свете проблемы искусственного интеллекта // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 4.
- Гаврилова И. С., Суганова М. И., Правдюк В. Н. Практико-ориентированные технологии в формировании профессиональных компетенций в системе среднего профессионального образования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 2 (91).
- Грецов А. Г., Азбель А. А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2012.
- Задорожная Н. В. Интеграция содержания общеобразовательных учебных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями как условие повышения качества образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 2 (34).
- Заславская О. В., Малафий А. С. Психолого-педагогическая готовность экскурсовода к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 10.
- Куликова В. В., Власова Е. М. Интеграция дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «История» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 3 (36).
- Лихарева О. А., Плетнева Д. Ю. Междисциплинарное обучение в школе: теория и практика // Концепт. 2021. № 5.
- Макотрова Г. В., Пеньков С. В., Ирхин В. Н., Кормакова В. Н. Организация учителем междисциплинарных исследований для школьников 8-11 классов на внеурочных занятиях по гуманитарным и естественно-математическим предметам // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 1. https://doi.org/10.30853/ped20240028
- Маскина О. Г. Организационно-педагогические условия формирования готовности педагога профессионального обучения к отраслевой практико-ориентированной деятельности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 2. https://doi.org/10.30853/ped20240028
- Наумцева Е. А. Анализ психометрических свойств русскоязычной версии опросника Д. Холта «Готовность к организационным изменениям» // Организационная психология. 2016. Т. 6. № 4.
- Николаева Е. А. Профилизация литературы средствами межпредметной интеграции // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 8. https://doi.org/10.30853/ped20240028
- Николаева Е. С. Интеграция содержания учебной дисциплины «История» с общепрофессиональными дисциплинами и профессиональными модулями // УНИКУМ. 2022. Т. 10. № 4 (4).
- Петрова Т. Н., Рыбаков А. В., Темуркаева Д. Б., Турахонов С. Ф. Внедрение инновационных междисциплинарных программ как эффективное педагогическое условие профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов сельской школы // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17. № 2.
- Петухина Е. В., Ден В. Г. Методические и организационные аспекты разработки и проведения квестов в рамках экскурсионной деятельности // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2022. Т. 14. № 2.
- Сенин И. Г., Орел В. Е. Опросник диагностики личностных особенностей профессионала (ЛОП): руководство. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2007.
- Трофимова В. В. Практико-ориентированные подходы к повышению мотивации студентов СПО при изучении общеобразовательных дисциплин // Вестник науки. 2022. Т. 3. № 9 (54).
- Хайретдинова О. А., Хайретдинова Н. Э. О методическом обеспечении экскурсионных инноваций // Вестник Российской международной академии туризма. 2022. № 1.
Author information
About this article
Publication history
- Received: February 17, 2025.
- Published: April 1, 2025.
Keywords
- междисциплинарная интеграция
- исторические знания
- туризм и гостеприимство
- профессиональная подготовка
- среднее профессиональное образование
- interdisciplinary integration
- historical knowledge
- tourism and hospitality
- professional training
- secondary vocational education
Copyright
© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC