• Научная статья
  • 1 апреля 2025
  • Открытый доступ

Профессиональное становление студентов специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство на основе междисциплинарной интеграции

Аннотация

Цель исследования – обосновать необходимость междисциплинарной интеграции дисциплины «История России» и междисциплинарного курса МДК 03.01 «Выполнение работ по профессии “Инструктор-проводник по пешеходному туризму и трекингу”» с целью формирования готовности к организационным изменениям, личностных особенностей профессионала, профессиональной идентичности студентов специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство в среднем профессиональном образовании (далее – СПО). В статье рассматриваются особенности междисциплинарной интеграции дисциплины «История России» и МДК 03.01 «Выполнение работ по профессии “Инструктор-проводник по пешеходному туризму и трекингу”»; обозначены практико-ориентированные задания, применяемые на интегративных занятиях для студентов второго курса, направленные на изучение истории Амурской области; указаны принципы организации интегрированного обучения в СПО; представлены методические приёмы, активизирующие когнитивную деятельность обучающихся. Научная новизна исследования заключается в разработке методики междисциплинарной интеграции по дисциплине «История России» и МДК 03.01 «Выполнение работ по профессии “Инструктор-проводник по пешеходному туризму и трекингу”» среди будущих специалистов по туризму и гостеприимству в ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», факультет СПО. В результате исследования выявлено, что реализация интегративного подхода в СПО является эффективной практикой, способствующей формированию готовности к организационным изменениям, личностных особенностей профессионала, профессиональной идентичности будущих специалистов по туризму и гостеприимству.

Источники

  1. Анненкова А. В., Клибанова Ю. Ю., Мухомедзянова И. Н. Предметно-языковое обучение английскому языку студентов энергетических направлений подготовки // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 3. https://doi.org/10.30853/ped20240028
  2. Ахметзянова Г. Н., Багатеева А. О., Карелина Е. А. Междисциплинарная интеграция как вектор инженерной подготовки в техническом вузе // Перспективы науки. 2019. № 11 (122).
  3. Белоусова Н. В. Интеграция инновационных технологий в основные сегменты туристической индустрии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «География. Геоэкология». 2019. № 4.
  4. Бердышева К. Ю., Тарасюк Н. А. Обучение профессионально ориентированному иностранному языку будущих зоотехников на основе междисциплинарной интеграции (уровень СПО) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2024. № 1 (69).
  5. Бирюкова О. И. Интегрированное обучение как перспективная форма организации литературного образования в вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 9. https://doi.org/10.30853/ped20240028
  6. Бреднева Н. А. Междисциплинарная интеграция в проектной деятельности студентов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (147).
  7. Вислова А. Д. Междисциплинарная интеграция в свете проблемы искусственного интеллекта // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 4.
  8. Гаврилова И. С., Суганова М. И., Правдюк В. Н. Практико-ориентированные технологии в формировании профессиональных компетенций в системе среднего профессионального образования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 2 (91).
  9. Грецов А. Г., Азбель А. А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2012.
  10. Задорожная Н. В. Интеграция содержания общеобразовательных учебных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями как условие повышения качества образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 2 (34).
  11. Заславская О. В., Малафий А. С. Психолого-педагогическая готовность экскурсовода к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 10.
  12. Куликова В. В., Власова Е. М. Интеграция дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «История» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 3 (36).
  13. Лихарева О. А., Плетнева Д. Ю. Междисциплинарное обучение в школе: теория и практика // Концепт. 2021. № 5.
  14. Макотрова Г. В., Пеньков С. В., Ирхин В. Н., Кормакова В. Н. Организация учителем междисциплинарных исследований для школьников 8-11 классов на внеурочных занятиях по гуманитарным и естественно-математическим предметам // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 1. https://doi.org/10.30853/ped20240028
  15. Маскина О. Г. Организационно-педагогические условия формирования готовности педагога профессионального обучения к отраслевой практико-ориентированной деятельности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 2. https://doi.org/10.30853/ped20240028
  16. Наумцева Е. А. Анализ психометрических свойств русскоязычной версии опросника Д. Холта «Готовность к организационным изменениям» // Организационная психология. 2016. Т. 6. № 4.
  17. Николаева Е. А. Профилизация литературы средствами межпредметной интеграции // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 8. https://doi.org/10.30853/ped20240028
  18. Николаева Е. С. Интеграция содержания учебной дисциплины «История» с общепрофессиональными дисциплинами и профессиональными модулями // УНИКУМ. 2022. Т. 10. № 4 (4).
  19. Петрова Т. Н., Рыбаков А. В., Темуркаева Д. Б., Турахонов С. Ф. Внедрение инновационных междисциплинарных программ как эффективное педагогическое условие профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов сельской школы // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17. № 2.
  20. Петухина Е. В., Ден В. Г. Методические и организационные аспекты разработки и проведения квестов в рамках экскурсионной деятельности // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2022. Т. 14. № 2.
  21. Сенин И. Г., Орел В. Е. Опросник диагностики личностных особенностей профессионала (ЛОП): руководство. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2007.
  22. Трофимова В. В. Практико-ориентированные подходы к повышению мотивации студентов СПО при изучении общеобразовательных дисциплин // Вестник науки. 2022. Т. 3. № 9 (54).
  23. Хайретдинова О. А., Хайретдинова Н. Э. О методическом обеспечении экскурсионных инноваций // Вестник Российской международной академии туризма. 2022. № 1.

Информация об авторах

Мельников Яков Алексеевич

Амурский государственный университет, г. Благовещенск

Карев Борис Анатольевич

д. пед. н., проф.

Амурский государственный университет, г. Благовещенск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 февраля 2025.
  • Опубликована: 1 апреля 2025.

Ключевые слова

  • междисциплинарная интеграция
  • исторические знания
  • туризм и гостеприимство
  • профессиональная подготовка
  • среднее профессиональное образование
  • interdisciplinary integration
  • historical knowledge
  • tourism and hospitality
  • professional training
  • secondary vocational education

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)