Феномен «компетенция социального взаимодействия студентов»: сущность, структура и содержание
Аннотация
В статье обоснована необходимость формирования у студентов компетенции социального взаимодействия в процессе обучения. В отличие от существующих исследований, данный феномен рассматривается в аспекте совместной деятельности, направленной на реализацию общей цели и формирование позитивных межличностных отношений между её участниками. Предлагается авторская интерпретация сущности, структуры и содержания компетенции социального взаимодействия студентов, которое включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, технологический и рефлексивный компоненты.
Источники
- Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
- Бородулин П. С., Видякина Н. Г. Особенности формирования компетенции социального взаимодействия у учителя физической культуры в процессе профессиональной подготовки // Проблемы образования в условиях инновационного развития. 2004. № 8. С. 171-176.
- Гуковская М. В. Формирование компетенции социального взаимодействия будущего социального педагога в условиях вуза: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2008. 22 с.
- Дахин А. Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Электронный ресурс]. URL: http://vio.uchim.info/Vio_17/cd_site/articles/art_1_6.htm (дата обращения: 08.04.2019).
- Долматов М. В. Универсальная компетенция социального взаимодействия в подготовке студентов высшей технической школы // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 4 (20). С. 899-902.
- Ермаков Д. С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. 2011. № 4. С. 8-15.
- Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 24-30.
- Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
- Змеёв С. И. Компетенции и компетентности преподавателя высшей школы XXI в. // Педагогика. 2012. № 5. С. 69-74.
- Иванаевская Е. А. Содержание понятия «компетентность социального взаимодействия учащегося» // Известия Самарского центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2009. Т. 11. № 4. Ч. 2. C. 333-337.
- Кодинцева Н. М. Взаимосвязь компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей студентов вузов: автореф. дисс. … к. психол. н. М., 2009. 25 с.
- Король О. Ф. Социальная компетентность государственных служащих и компетентность социального взаимодействия: ключевые подходы к формированию понятий // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 50. Ч. 3. С. 291-299.
- Мещеряков А. С., Миханова О. П. Модель формирования и развития универсальных компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранному языку // Научные исследования в образовании. 2010. № 3. С. 28а-34.
- Родина О. Н. Социальное взаимодействие в педагогическом процессе: к определению понятия // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 47-49.
- Родина О. Н., Селиванова О. А. Формирование компетентности социального взаимодействия студентов технического вуза в учебной деятельности // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2. № 3. С. 182-192.
- Рябенко Н. Л. Формирование компетенций социального взаимодействия студентов - политологов-международников средствами интерактивных технологий // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 103-110.
- Созонова С. Д. От педагогического взаимодействия к социальному партнёрству в современном образовательном пространстве. Тобольск: ТГСПА, 2013. 164 с.
- ФГОС ВО по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 08.02.2019).
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
- Chamorro-Premuzic T., Arteche A., Bremner A. J., Greven C., Furnham A. Soft skills in higher education: Importance and improvement ratings as a function of individual differences and academic performance // Educational Psychology. 2010. Vol. 30. № 2. Р. 221-241. DOI: 10.1080/01443410903560278.
- Sprinks N., Silburn N., Birchall D. Making it all work: The engineering graduate of the future, a UK perspective // European Journal of Engineering Education. 2007. Vol. 32. № 3. Р. 325-335. DOI: 10.1080/03043790701278573.
- Yan Li, Yinghong Yang, Lui Siu Man (Carrie), Whiteside Mary, Tsey Komla. Teaching “soft skills” to university students in China: The feasibility of an Australian approach // Educational Studies. 2019. Vol. 45. № 2. Р. 242-258. DOI: 10.1080/03055698.2018.1446328.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 4 февраля 2020.
- Опубликована: 21 апреля 2020.
Ключевые слова
- высшая школа
- компетенция социального взаимодействия студентов
- социальное взаимодействие
- сущность
- структура
- компонентное содержание
- higher school
- students’ social interaction competence
- social interaction
- essence
- structure
- component structure
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»