• Научная статья
  • 21 апреля 2020
  • Открытый доступ

Факторы формирования эффективных взаимоотношений педагогов и учащихся в современной школе

Аннотация

Цель исследования - выявление и изучение факторов формирования эффективных взаимоотношений педагогов и учащихся в современной школе. Преимущественно приведены результаты качественной обработки эмпирических данных, полученных в результате анкетирования школьников четвертых и десятых классов, опроса и экспертной оценки характера педагогического взаимодействия учителей двух школ Татарстана. Научная новизна исследования состоит в определении значимости гностического, эмоционального, поведенческого компонентов педагогической деятельности для обучающихся младшего и старшего подросткового возраста как фактора формирования эффективных взаимоотношений педагогов и учащихся в современной школе. В результате на основании эмпирических данных выявлены факторы, влияющие на оптимизацию взаимоотношений педагогов и учащихся в современной школе.

Источники

  1. Александрова О. В. Педагогические условия развития субъектности учащихся старшей школы // Психология обучения. 2014. № 6. С. 22-28.
  2. Антонова Н. А. Педагогический дискурс: приемы диалогизации в речи учителя с целью оптимизации педагогического общения // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения: сб. матер. Междунар. конф. (г. Екатеринбург, 10 марта 2016 г.). Екатеринбург: Инновационный центр развития образования и науки, 2016. С. 109-112.
  3. Барабанова З. П. Организация образовательного взаимодействия между педагогом и учащимися // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 1. С. 40-42.
  4. Берикханова А. Е. Педагогическое общение как основа взаимодействия субъектов педагогического процесса // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 40. С. 65-69.
  5. Леонтьев А. Н. Педагогическое общение [Электронный ресурс]. URL: http://childpsy.ru/lib/books/id/9105.php (дата обращения: 18.02.2020).
  6. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика / под ред. М. И. Лукьяновой. М.: Педагогический поиск, 2016. 132 с.
  7. Панкратова Е. В. Требования к личности педагога в условиях внедрения ФГОС // Россия и мировое сообщество: экономическое, социальное, технико-технологическое развитие: сборник трудов конференции / под ред. Н. А. Красновой. Н. Новгород: Профессиональная книга, 2016. С. 296-302.
  8. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М.: ВЛАДОС, 2011. 496 с.
  9. Саяпина Н. Н., Саяпин Н. В. Характеристики учебного диалога в дидактическом взаимодействии // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 12. С. 39-42.
  10. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 268 с.

Информация об авторах

Ушатикова Ирина Игоревна

Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета

Хузин Альберт Галимзянович

Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 февраля 2020.
  • Опубликована: 21 апреля 2020.

Ключевые слова

  • педагогическое общение
  • факторы эффективности взаимоотношений
  • роль педагога
  • индивидуально-личностные особенности учителя
  • возрастные особенности учащегося
  • гностический, эмоциональный, поведенческий компоненты педагогической деятельности
  • продуктивный и непродуктивный стиль профессиональной деятельности
  • pedagogical communication
  • factors determining efficiency of relations
  • role of teacher
  • teacher’s personal qualities
  • student’s age-related features
  • gnostic, emotional, behavioural components of pedagogical activity
  • productive and non-productive styles of professional activity

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)