• Научная статья
  • 30 июня 2020
  • Открытый доступ

Формирование ценностного отношения к учению как проблема подготовки будущих учителей начальной школы

Аннотация

Цель исследования - актуализация подходов в теории и практике к проблеме формирования ценностного отношения к учению с учетом тенденций развития отечественного образования. В статье уточнены общие представления будущих педагогов начальной школы (студентов УрГПУ) о ценностном отношении к учению в целом, выявлена их готовность к формированию такого отношения у будущих учеников. В качестве научной новизны предлагается трактовка ключевого определения исследования «ценностное отношение к учению», понимаемого как интегративное качество, проявляющееся в принятии собственно процесса обучения, постижении его социального смысла, наличии познавательной мотивации, готовности к ситуации преодоления, развитости рефлексивных умений обучающегося. В результате анализа данных опроса студентов делается вывод о недостаточной практико-ориентированной готовности выпускников педвуза к формированию ценностного отношения к учению, что связано и с организацией процесса профессиональной подготовки будущих учителей.

Источники

  1. Акимова С. С., Лельчицкий И. Д. Формирование ценностно-смыслового отношения младших школьников к учебной деятельности [Электронный ресурс] // Студенческий: электронный научный журнал. 2018. № 4. URL: https://sibac.info/journal/student/24/98656 (дата обращения: 03.05.2020).
  2. Алибекова З. Н. Психолого-педагогические основы формирования эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. № 2. С. 5-9.
  3. Андрюнина А. С. К вопросам формирования ценностного отношения к малой родине у учеников начальной школы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2017. № 25. С. 21-23.
  4. Анисимов С. Ф. Введение в аксиологию. М.: Современные тетради, 2001. 127 с.
  5. Жукова Н. А. Исследование эмоционально-ценностного отношения школьников к учению [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-emotsionalno-tsennostnogo-otnosheniya-shkolnikov-k-ucheniyu (дата обращения: 03.04.2020).
  6. Задунова Е. В. Формирование учебной мотивации младших школьников // Учитель. 2007. № 2. С. 20-21.
  7. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  8. Коротаева Е. В., Дылдина Д. В. Формирование у младших школьников ценностного отношения к учению: аспекты теории и практики // Педагогическое образование в России. 2019. № 5. С. 23-28.
  9. Куракина А. О. Педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к учебной деятельности // Фундаментальные исследования. 2014. № 11: в 12-ти ч. Ч. 6. С. 1366-1370.
  10. Лернер И. Я. Человеческий фактор и функции содержания образования // Советская педагогика. 1987. № 11. С. 60-65.
  11. Мясищев В. Н. Сознание как единство отражения действительности. СПб.: Питер, 2007. 94 с.
  12. Савинова Л. Ю., Иванова М. Н. Диагностика проявления ценностного отношения младших школьников к учению // Герценовские чтения. Начальное образование. 2014. № 1. С. 107-113.
  13. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. 192 с.
  14. Соколовская О. И. Работа по развитию мотивации к учению у первоклассников [Электронный ресурс]. URL: http://school2100.com/upload/iblock/755/755a995b4ac1fcb181b7d03928b3c805.pdf (дата обращения: 04.04.2020).
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373. URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33#friends (дата обращения: 01.04.2020).

Информация об авторах

Коротаева Евгения Владиславовна

Уральский государственный педагогический университет

Дылдина Дарья Викторовна

Уральский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 апреля 2020.
  • Опубликована: 30 июня 2020.

Ключевые слова

  • аксиологический подход
  • ценностное отношение к учению
  • начальная школа
  • профессиональная подготовка будущих учителей
  • практико-ориентированная готовность
  • axiological approach
  • value-oriented attitude to academic work
  • primary school
  • future teacher’s professional training
  • practice-oriented readiness

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)