• Научная статья
  • 10 марта 2021
  • Открытый доступ

Оценка эстетического вкуса у старших подростков на занятиях по истории костюма в системе дополнительного образования

Аннотация

Цель исследования - раскрыть особенность оценки эстетического вкуса на занятиях по истории костюма в системе дополнительного образования. В статье рассматривается значимость эстетического вкуса при изучении истории костюма для детей старшего подросткового возраста, обосновываются показатели и критерии оценки его развития, разрабатывается инструментарий оценки показателей эстетического вкуса с применением педагогического опыта. Научная новизна состоит в представлении педагогического инструментария оценки эстетического вкуса на основе выделенных показателей и критериев в процессе изучения истории костюма. В результате научного исследования и уточнения понятия «эстетический вкус» авторами определены следующие показатели оценки эстетического вкуса: эстетические знания, эстетическое чувствование, эстетическая оценка; обоснованы критерии; на основе выделенных показателей и критериев смоделирован педагогический инструментарий развития эстетического вкуса у старших подростков в процессе изучения истории костюма в условиях дополнительного образования.

Источники

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
  2. Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. 200 с.
  3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
  4. Белик А. Эстетика и современность (очерк некоторых актуальных проблем). М.: Политиздат, 1967. 223 с.
  5. Берк Э. Философские исследования о происхождении идей возвышенного и прекрасного. М.: История эстетики в памятниках и документах, 1979. 237 с.
  6. Буреломова А. С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дисс. … к. психол. н. М., 2013. 195 с.
  7. Гу П. С. Лексика чувственного восприятия в языке российской и корейской рекламы // Язык. Сознание. Коммуникация: сб. статей / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 23-37.
  8. Каминская Н. М. История костюма: учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений швейной промышленности. М.: Легкая индустрия, 1977. 128 с.
  9. Коган Л. Н. Художественный вкус. Опыт конкретно-социологического исследования. М.: Мысль, 1966. 213 с.
  10. Кожина О. А., Кудакова Е. Н., Маркуцкая С. Э. Технология. Обслуживающий труд (5-8 класс): учебное пособие. М.: ДРОФА; Российский учебник, 2015. 108 с.
  11. Конева В. С. Формирование критичности младших школьников в учебной деятельности: дисс. … к. пед. н. СПб., 1995. 185 с.
  12. Концептуальные основы модернизации предметной области «Искусство» в современном информационном обществе: монография / под науч. ред. Е. М. Акишиной. М.: ИХОиК РАО, 2016. 232 с.
  13. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации: проект. М.: ИХОиК РАО, 2016. 10 с.
  14. Концепция преподавания учебного предмета «Искусство» от 30 декабря 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b/ (дата обращения: 02.12.2020).
  15. Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. 374 с.
  16. Луначарский А. В. Об искусстве: в 2-х т. М.: Искусство, 1982. Т. 2. 862 с.
  17. Макарова Т. Л. Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме: дисс. … к.т.н. М., 2004. 356 с.
  18. Мелик-Пашаев А. Ш., Новлянская З. Н., Адаскина А. А. Художественная одаренность и ее развитие: методическое пособие. М.: Феникс, 2010. 274 с.
  19. Наговицына Т. В. Формирование эстетического вкуса у школьников при обучении технологии: дисс. … к. пед. н. СПб., 2013. 156 с.
  20. Национальная доктрина об образовании до 2025 года [Электронный ресурс]: одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/ (дата обращения: 01.02.2020).
  21. Погосова У. И. Формирование у студентов колледжа сферы услуг эстетической культуры средствами дизайна одежды: дисс. … к. пед. н. М., 2006. 156 с.
  22. Разумный В. А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 1969. 81 с.
  23. Сарже А. В. Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8 классов современной школы: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 1997. 23 с.
  24. Сафронова Е. М. Воспитание эстетического вкуса старших подростков: автореф. дисс. … к. пед. н. Волгоград, 1992. 20 с.
  25. Скатерщиков В. К., Герман Ш. М. Беседы об эстетике. М.: Знание, 1982. 224 с.
  26. Столович Л. Н. Эстетическое в действительности и искусстве. М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. 256 с.
  27. Штерн Э. Психическая структура подростка // Педология юности: сб. статей / пер. Г. Аркина; под ред. И. Арямова. М., 1931. С. 27-34.
  28. Эстетика. Вчера. Сегодня. Всегда / отв. ред. В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская. М.: Directmedia, 2013. Вып. 1. 238 с.

Информация об авторах

Крапивина Ирина Александровна

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Ясинских Людмила Владимировна

к. пед. н., доц.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 декабря 2020.
  • Опубликована: 10 марта 2021.

Ключевые слова

  • эстетический вкус
  • занятия по истории костюма
  • система дополнительного образования
  • старшие подростки
  • педагогический инструментарий
  • aesthetic taste
  • classes on history of costume
  • additional education system
  • senior teenagers
  • pedagogical tools

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)