• Научная статья
  • 30 апреля 2021
  • Открытый доступ

Расширение прогностической функции педагогической компаративистики в условиях глобализации

Аннотация

Целью исследования являются структурирование теории и создание инструмента сравнительных исследований в области профессионального образования с фокусом на прогностической функции. В статье авторы анализируют подходы к пониманию прогноза в области образования отечественных и зарубежных исследователей, которые определены в качестве методологической основы исследования. Научная новизна исследования заключается в представленных концепте структурированной теории педагогической компаративистики профессионального образования с выделением прогностической функции и инструменте для проведения сравнительных исследований, акцентированных на прогнозе образовательного трансфера. В результате охарактеризовано современное развитие педагогической компаративистики, представлены концепт структурированной теории педагогической компаративистики профессионального образования и научно обоснованный инструмент компаративного анализа с функцией прогноза.

Источники

  1. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции. М.: Акрополь, 2018. 212 с.
  2. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория; методология; практика: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2003. 764 с.
  3. Касавин И. Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. М.: Канон+, 2008. 437 с.
  4. Кордонский С. Г. Веерные матрицы как инструмент построения онтологий. Вашингтон: Юго-Восток, 2011. 66 с.
  5. Мир VUCA и подходы выживания в нем [Электронный ресурс]. URL: http://becmology.ru/blog/management/vuca.htm (дата обращения: 21.06.2020).
  6. Новиков А. М. Докторская диссертация?: пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. Изд-е 3-е. М.: Эгвес, 2003. 120 с.
  7. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. 152 с.
  8. Тагунова И. А. Педагогическая компаративистика в контексте понятий и подходов современной науки // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 4 (41). С. 41-53.
  9. Тагунова И. А. Педагогическая компаративистика вчера, сегодня, завтра // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 1. C. 132-146.
  10. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия (фрагменты) // Вопросы социальной теории. 2007. Т. I. Вып. 1. С. 229-245.
  11. Эспань М. О понятии культурного трансфера. Предисловие // Европейский контекст русского формализма (к проблеме эстетических пересечений: Франция, Германия, Италия, Россия) / под ред. Е. Дмитриевой, В. Земскова, М. Эспаня. М.: ИМЛИ РАН. 2009. С. 7-18.
  12. CEDEFOP (European Center for the Development of Vocational Education and Training) [Электронный ресурс]: Official web-page. URL: https://www.cedefop.europa.eu/ (дата обращения: 13.05.2020).
  13. Cowen R. Acting comparatively upon the educational world: Puzzles and possibilities // Oxford Review of Education. 2006. Vol. 32. № 5. P. 561-573.
  14. Crossley M. Bridging Cultures and Traditions in the Reconceptualisation of Comparative and International Education // Comparative Education. 2000. Vol. 36. № 3. P. 319-332.
  15. Holmes B. The problem approach in comparative education: Some methodological considerations // Comparative Education Review. 1958. Vol. 2. P. 3-8.
  16. Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен: междисциплинарный проект: сб. ст. / под общ. ред. А. Г. Асмолова. М.: ЯСК, 2018. 547 с.
  17. Rosello P. Comparative education as an instrument of planning // Comparative Education Review. 1960. Vol. 4. P. 3-12.
  18. Steiner-Khamsi G. Comparison and Context: The Interdisciplinary Approach to the Comparative Study of Education // Current Issues in Comparative Education. 2014. № 16 (2). P. 34-42.

Информация об авторах

Бенин Владислав Львович

д. пед. н., проф.

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, г. Уфа

Плешакова Анастасия Юрьевна

к. пед. н.

Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 февраля 2021.
  • Опубликована: 30 апреля 2021.

Ключевые слова

  • прогностическая функция
  • педагогическая компаративистика
  • глобализация
  • структурированная теория
  • профессиональное образование
  • predictive function
  • educational comparative studies
  • globalisation
  • structured theory
  • vocational education

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)