• Научная статья
  • 30 апреля 2021
  • Открытый доступ

Спиралевидная процессуальность в организации занятий по методике преподавания иностранных языков студентов лингвистического направления

Аннотация

Цель исследования - обосновать использование принципа спиралевидной процессуальности в организации лекционно-семинарского курса на примере дисциплины «Методика преподавания иностранных языков» для студентов лингвистического направления. В статье представлены результаты работы над пособием и примеры спиралевидной организации практического материала в онлайн-курсе, проведено исследование мотивации студентов к выполнению заданий и освоению материала. Научная новизна заключается в разработке модели организации занятий по методике преподавания иностранных языков в соответствии с принципом спиралевидной процессуальности. В результате была изучена удовлетворенность обучающихся представленным пособием и онлайн-курсом посредством математического анализа и интерпретации данных. Доказано, что высокая заинтересованность обучающихся в курсе была достигнута благодаря построению материала по предложенному принципу.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
  2. Бердичевский А. Л., Гиниатуллин И. А., Тарева Е. Г. Методика межкультурного иноязычного образования в вузе: учеб. пособие. М.: Флинта, 2019. 368 с.
  3. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
  4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 336 с.
  5. Гез Н. И., Фролова Г. М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 256 с.
  6. Гейхман Л. К., Клейман Э. И., Клейман Л. А. Пути решения современных проблем образования и воспитания личности в процессе становления информационного общества // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2018. № 1. С. 119-127.
  7. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М. - Воронеж: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2001. 432 с.
  8. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие. М.: Дрофа, 2008. 431 с.
  9. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. М. - Воронеж: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2001. 448 с.
  10. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов-на-Дону - М.: Феникс; Глосса-Пресс, 2010. 640 с.
  11. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам как специальности: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 1993. 47 с.
  12. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Астрель, 2008. 238 с.
  13. Ставцева И. В. Формирование читательской компетентности студента как базовой составляющей информационной культуры личности: дисс. … к. пед. н. Казань, 2014. 205 с.
  14. Ставцева И. В., Колегова И. А. Методика преподавания иностранных языков: профессиональная подготовка бакалавра лингвистики: учебное пособие. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2020. 120 с.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  16. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Высшая школа, 2005. 255 с.
  17. Anderson L. W., Krathwohl D. R., Airasian P. W., Cruikshank K. A., Mayer R. E., Pintrich P. R., Raths J., Wittrock M. C. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives. N. Y.: Pearson, Allyn & Bacon, 1991. 8 p.
  18. Beck D. E., Cowan Ch. C. Spiral Dynamics. Oxford: Blackwell Publishers, 1996. 331 p.
  19. Curtiss P. R., Warren P. W. The dynamics of life skills coaching. Prince Albert: Training Research and Development Station, Dept. of Manpower and Immigration, 1973. 239 p.
  20. Engelhart M. D., Furst E. J., Hill W. H., Krathwohl D. R. Taxonomy of Educational Objectives. Handbook I: The Cognitive Domain / ed. by B. S. Bloom. N. Y.: David McKay Co, Inc., 1956. 354 p.
  21. Graves C. W. Levels of Existence: An Open System Theory of Values // The Journal of Humanistic Psychology. 1970. Vol. 10. № 2. P. 131-154.
  22. Kharbach M. Re-thinking the Teaching and Learning Skills in the Age of Technology. The 21st Century Skills Teachers and Students Need to Have [Электронный ресурс]. URL: ru.scribd.com/document/99301760/Rethinking-Education-in-the-Age-of-Technology (дата обращения: 05.03.2021).
  23. Marois R., Ivanoff J. Capacity Limits of Information Processing in the Brain // Trends in Cognitive Sciences. 2005. Vol. 9. № 6. P. 296-305.
  24. Russell J. D. Modular Instruction. A Guide to the Design Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials. Minneapolis: Burgess Publishing Co., 1974. 164 p.
  25. www.edu.susu.ru [Электронный ресурс] (дата обращения: 04.03.2021).

Информация об авторах

Ставцева Ирина Вячеславовна

к. пед. н.

Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Челябинск

Колегова Ирина Александровна

к. пед. н.

Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Челябинск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 февраля 2021.
  • Опубликована: 30 апреля 2021.

Ключевые слова

  • спиралевидная процессуальность
  • методика преподавания иностранных языков
  • студент лингвистического направления
  • лекционно-семинарский курс
  • онлайн-курс
  • spiral processuality
  • methodology of foreign language teaching
  • linguistic student
  • lecture and seminar course
  • online course

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)