• Научная статья
  • 15 сентября 2021
  • Открытый доступ

Обоснование структуры лингвистической компетенции как компонента коммуникативной компетенции студента языкового вуза

Аннотация

Цель исследования - конкретизация содержания и структуры лингвистической компетенции студентов-лингвистов 1 курса языкового вуза. Статья посвящена анализу компонентного состава лингвистической компетенции как предметной и опорной профессиональной компетенции исследуемого направления подготовки. Значительное внимание уделяется отличию лингвистической компетенции от языковой, раскрытию сущности и характеристики аспектов лингвистической компетенции. Научная новизна исследования заключается в уточнении содержания и структуры лингвистической компетенции студентов-лингвистов 1 курса языкового вуза с целью повышения уровня их языковой подготовки. В результате выделены и охарактеризованы три аспекта лингвистической компетенции (языковой, лингводискурсивный, стратегический), а также выстроена операциональная модель формирования компетенции с учетом когнитивной, процессуальной и аксиологической составляющих.

Источники

  1. Барышников Н. В. Обучение французскому языку в средней школе: вопросы и ответы. Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ, 1995. 139 с.
  2. Белякова Е. А. Формирование лингвистической компетенции у студентов факультета иностранных языков // Преподаватель ХХI век. 2010. № 3. С. 182-185.
  3. Бим И. Л., Хуторской А. В. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007. С. 156-163.
  4. Воронова Л. С., Маевская А. Ю. Ключевые компетенции в структуре иноязычной коммуникативной компетентности // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2015. № 1. С. 80-85.
  5. Зимина А. С., Фахрутдинова Р. А. Формирование лингвистических компетенций в процессе обучения иностранному языку // Интерактивная наука. 2017. № 2 (12). С. 89-91.
  6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. 40 с.
  7. Колесников А. А., Поляков О. Г. Личностно-компетентностная основа филологического образования (иностранные языки) // Язык и культура. 2017. № 40. С. 208-229.
  8. Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. 1985. № 1. С. 10-14.
  9. Минина А. И. Актуальные проблемы языковой компетенции // Гуманитарные и юридические исследования. 2016. № 2. С. 236-241.
  10. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 940 (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 № 33786). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/450302_Lingvistika.pdf (дата обращения: 10.06.2021).
  11. Оглуздина Т. П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 2 (104). С. 91-94.
  12. Пыркова Т. А. Содержание и структура лингвистической компетенции // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей IV Международной научной конференции молодых ученых, посвященной 80-летнему юбилею кафедры иностранных языков (г. Екатеринбург, 7 февраля 2014 г.). Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2014. С. 260-264.
  13. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. 238 с.
  14. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 2003. 239 с.
  15. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. Авторская версия: материалы ко второму заседанию методологического семинара. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 16 с.
  16. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс]. URL: http://www.xn--h1am1a.xn--p1ai/journal/2011/Eidos-Vestnik2011-103-Khutorskoy.pdf (дата обращения: 01.06.2021).
  17. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2004. 416 с.
  18. Bachman L. Fundamental considerations in language testing. Oxford: Oxford University Press, 1990. 408 p.
  19. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. № 1 (1). P. 1-47.
  20. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2001. 275 p.
  21. Hymes D. H. On Communicative Competence // Sociolinguistics: Selected Readings / ed. by J. B. Pride, J. Holmes. Harmondsworth: Penguin, 1972. P. 269-293.

Информация об авторах

Юдина Тамара Владимировна

Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 мая 2021.
  • Опубликована: 15 сентября 2021.

Ключевые слова

  • лингвистическая компетенция
  • коммуникативная компетенция
  • язык
  • лингвистическое образование
  • модель лингвистической компетенции студента-лингвиста 1 курса
  • linguistic competence
  • communicative competence
  • language
  • linguistic education
  • model of first-year students-linguists’ linguistic competence

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)