• Научная статья
  • 29 октября 2021
  • Открытый доступ

Теоретическое обоснование модели формирования гражданской идентичности в процессе обучения иностранному языку в кадетском училище

Аннотация

Цель исследования - моделирование процесса формирования гражданской идентичности кадет в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык». В представленной статье рассмотрены особенности самоидентификации кадет через овладение процессами собственной деятельности, обретение социальных и гражданских функций в среде училища. Определена специфика педагогической работы по формированию гражданской идентичности воспитанников как образовательного результата, основанная, применительно к учреждению военной направленности, на создании «образа» будущего военного как гражданина и патриота. Выделены и описаны структурные компоненты предлагаемой модели, апробацию которой планируется осуществить на базе Тюменского ПКУ с целью совершенствования и корректировки для дальнейшего переноса в общую практику и адаптацию к другим типам школ. Научная новизна исследования заключается в том, что автором предлагается и обосновывается система педагогических механизмов формирования гражданской идентичности учащихся в социокультурной среде кадетского училища в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык». В результате была разработана модель формирования гражданской идентичности кадет, а также описана её структура.

Источники

  1. Авдюкова А. Е. Формирование социальной компетентности учащихся в интерактивном взаимодействии на уроках обществознания: дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2006.
  2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. - Воронеж, 1996.
  3. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1.
  4. Вересов Н. Н. Переживание как психологический феномен и теоретическое понятие: уточняющие вопросы и методологические медитации // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3.
  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина.
  6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
  7. Емельянова И. Н. Воспитательная функция классического государственного университета: история, теория, современная практика: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008.
  8. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2006.
  9. Закирова А. Ф. Входя в герменевтический круг… Концепция педагогической герменевтики: монография. М.: ВЛАДОС, 2011a.
  10. Закирова А. Ф. Концептуальные основания педагогической герменевтики // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. № 5.
  11. Закирова А. Ф. Основы педагогической герменевтики: авторский курс лекций: учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011b.
  12. Коломиец О. М. Педагогическая концепция преподавания на основе компетентностно-деятельностного подхода: дисс. … д. пед. н. М., 2018.
  13. Кондаков А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. 2008. № 9.
  14. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.
  15. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. 1998. № 1.
  16. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Теоретическое обоснование модели сопровождения личностного самоопределения студентов магистратуры в ходе педагогической практики // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 9. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-9-11-36
  17. Орлова Е. И. А. А. Потебня и М. М. Бахтин о возможностях и пределах (само)познания и диалога // Медиаскоп: электронный научный журнал. 2015. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/1750
  18. Паспорт национального проекта «Образование». 2018. URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf
  19. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  20. Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003.
  21. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413. URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/#block_108
  22. Эльконин Б. Д. Психология развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2001.
  23. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. 2-е изд. М.: Флинта; МПСИ; Прогресс, 2006.
  24. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.
  25. Mead G. H. Mind, self and society. Chicago, 1934.

Информация об авторах

Неустроева Анна Андреевна

Тюменский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 сентября 2021.
  • Опубликована: 29 октября 2021.

Ключевые слова

  • педагогическая модель
  • формирование гражданской идентичности
  • обучение иностранному языку
  • кадетское училище
  • pedagogical model
  • civic identity formation
  • foreign language teaching
  • cadet school

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)