• Научная статья
  • 28 декабря 2021
  • Открытый доступ

Развитие композиционного мышления у бакалавров художественно-педагогических специальностей: теоретико-методические аспекты

Аннотация

Цель исследования - обосновать эффективность введения дисциплины «Введение в композицию» в процесс развития композиционного мышления бакалавров 1 курса института культуры и искусств Карачаево-Черкесского университета им. У. Д. Алиева. В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, формы и методы развития композиционного мышления, содержание программы специального курса «Введение в композицию», излагаются результаты педагогического эксперимента. Научная новизна исследования заключается в обосновании целесообразности изучения дисциплины «Введение в композицию»; выявлении форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие композиционного мышления будущих художников-педагогов. Результаты исследования показали, что введение в учебные планы дисциплины «Введение в композицию» приводит к повышению у бакалавров уровня развития композиционного мышления: освоению закономерностей, выразительных средств композиции; качества овладения процессом создания композиционного изображения.

Источники

  1. Авсиян О. А. Натура и рисование по памяти и представлению. М., 1985.
  2. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве: в 2-х т. М.: Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1937. Т. 2.
  3. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. М., 1977.
  4. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977.
  5. Громов Е. С. Начала эстетических знаний. Эстетика и искусство. М., 1984.
  6. Даглдиян К. Т. Декоративная композиция. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  7. Данилушкина С. Н. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции: автореф. дисс. … к. пед. н. Алматы, 2014.
  8. Зубко А. Ю. Формирование композиционной культуры в системе профессиональной подготовки художника-педагога: дисс. … к. пед. н. Курск, 2011.
  9. Кандинский В. В. Точка и линяя на плоскости. СПб.: Азбука-классика, 2005.
  10. Кибрик Е. А. Рисунок, живопись, композиция: хрестоматия. М., 1989.
  11. Кузин В. С. Психология: учебник. М.: Высшая школа, 1974.
  12. Леонардо да Винчи. Историческая композиция. Трактат о живописи // Мастера искусств об искусстве: в 4-х т. Л.: ОГИЗ, 1937. Т. 1.
  13. Ломов С. П. Дидактика художественного образования. М., 2010.
  14. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.
  15. Метель И. Н. (Тихоненко И. Н.) Развитие композиционного мышления студентов на начальных курсах обучения // Проблемы развития творческих способностей учащихся, студентов на занятиях по изобразительному искусству: межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. Л. Г. Медведев. Омск: ОГПУ, 1996.
  16. Рисунок, живопись, композиция / сост. Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. М.: Просвещение, 1989.
  17. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958.
  18. Свешников А. В. Композиционное мышление в изобразительном искусстве: автореф. дисс. … д. иск. СПб., 2004.
  19. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.
  20. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Сов. художник, 1988.
  21. Шорохов Е. В. Основы композиции: учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986.
  22. Юон К. Ф. Об искусстве. М.: Советский художник, 1959.

Информация об авторах

Боташева Наталья Пантелеевна

к. пед. н., доц.

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, г. Карачаевск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 октября 2021.
  • Опубликована: 28 декабря 2021.

Ключевые слова

  • композиционное мышление
  • бакалавр
  • художественно-педагогическая специальность
  • психолого-педагогические условия
  • формы
  • методы
  • содержание программы
  • compositional thinking
  • bachelor
  • artistic-pedagogical speciality
  • psychological and pedagogical conditions
  • forms
  • methods
  • program content

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)