• Научная статья
  • 28 декабря 2021
  • Открытый доступ

Чтение как способ отбора информации при осуществлении информационного поиска студентами высшей школы

Аннотация

Цель исследования - разработка способа отбора информации при осуществлении информационного поиска как неотъемлемой части информационной самостоятельности через обучение чтению студентов высшей школы. При формировании информационной самостоятельности студентов высшей школы выявлено, что невозможно произвести этап отбора информации без чтения, овладение различными видами которого позволит обучающимся самостоятельно выстраивать индивидуальную стратегию профессионального информационного развития в контексте учебной и будущей профессиональной деятельности вне зависимости от возможной сферы использования полученного умения. В работе приведены статистические данные о росте применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения, подтверждающие необходимость обучения информационному поиску. Научная новизна исследования представляется в том, что впервые чтение рассмотрено как составной элемент алгоритма информационного поиска в качестве способа отбора (ознакомления и извлечения) информации, что может быть применено студентом во время обучения в высшей школе, а также в его последующей профессиональной деятельности. В результате проведения исследования была подтверждена гипотеза, что чтение может являться способом отбора информации при осуществлении информационного поиска студентами высшей школы в рамках проектирования их профессиональной информационной самостоятельности, при этом целевой аудиторией выступают профессорско-преподавательский состав, являющийся адресантом умений, и студенты высшей школы, являющиеся адресатом.

Источники

  1. Ваганова М. Ю. Технологии академического чтения в процессе информатизации обучения студентов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13. № 1.
  2. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005.
  3. Гукина Л. В. Использование разных практик чтения иноязычных текстов в условиях дистанционного обучения // Качественное профессиональное образование: современные проблемы и пути решения: материалы XII Межрегиональной научно-методической конференции (г. Кемерово, 23 декабря 2020 г.). Кемерово: КемГМУ, 2020.
  4. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М. - Воронеж: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2001.
  5. Информационное общество в Российской Федерации. 2019: статистический сборник / сост. М. А. Сабельникова, Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудорова и др. М.: НИУ ВШЭ, 2019.
  6. Коровкин С. Ю. Общая психология: внимание: практикум. Ярославль: ЯрГУ, 2008.
  7. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.
  8. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.
  9. Лозанова Л. Феномен мобильного чтения: основные характеристики // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2019. № 4 (23).
  10. Лютов С. Н. Проблемы чтения в контексте универсализации способов информационной коммуникации // Берковские чтения - 2019. Книжная культура в контексте международных контактов: материалы V Международной научной конференции (г. Пинск, 29-30 мая 2019 г.) / сост. Л. А. Авгуль, Д. Н. Бакун. М.: Наука, 2019.
  11. Мелентьева Ю. П. Цифровое чтение: генеалогия формирования и перспективы его развития в условиях цифровизации общества // Библиосфера. 2019. № 4.
  12. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474. 2020. URL: https://rg.ru/2020/07/22/ukaz-dok.html
  13. Пиаже Ж. Психология интеллекта / пер. с франц. А. М. Пятигорского. СПб.: Питер, 2003.
  14. Россия в цифрах 2021. Краткий статистический сборник / сост. Н. С. Бугакова, Е. А. Селезнева, Т. А. Михайлова. М., 2021.
  15. Серова Т. С. Характеристики и функции профессионально-ориентированного чтения в образовательной и исследовательской деятельности студентов, аспирантов и преподавателей университетов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2013. № 7.
  16. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учебно-методическое пособие. Изд-е 2-е / науч. ред. Н. И. Гез. М.: Высшая школа, 2005.

Информация об авторах

Чабанова Евгения Владимировна

к. пед. н., доц.

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова

Осколкова Виктория Равильевна

к. пед. н.

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 октября 2021.
  • Опубликована: 28 декабря 2021.

Ключевые слова

  • чтение
  • информационный поиск
  • студент
  • высшая школа
  • информационная самостоятельность
  • reading
  • information search
  • student
  • higher education institution
  • information independence

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)